razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

Бельгия - 8. Бокал пива (клочок 193)

От чего мы отказались.

доб17

«Как! Вы не были в Музее современного искусства? Не видели «Искушение св. Антония» Дали?! Там целая серия работ Рене Магритта!!! Не любите? Как же можно это не любить, не увидев... — услышали мы по возвращении. — Фламандская живопись не интересна?.. (Ну и т.д. и т.п.) Откуда это у вас??? Конечно, надо гулять по улицам, конечно, «воздух», конечно, «атмосфера», но ... Быть в Брюсселе и не зайти, скажем, в Музей изобразительного искусства!!! Хорошо!!! Можно не любить Рубенса, в конце концов, Ван Дейк скучноват, но там Мемлинг, там Босх — работы которого наперечёт, там есть Йорданс — не натюрмортщик. Что за снобистский подход???»
И впрямь, что мешало взглянуть на картины Рене Магритта, которые я видел лишь в альбомах и в Интернете? И ведь дело даже не в том, что знаешь сказанное им: «Я ненавижу своё прошлое и чьё-либо другое. Я ненавижу смирение, терпение, профессиональный героизм и обязательное чувство прекрасного. Я также ненавижу декоративно-прикладное искусство, фольклор, рекламу, голоса, которые делают объявления, аэродинамизм, бойскаутов, запах нафталина, события одного момента и пьяных людей». И не в том, что его «Карт-бланш» для меня странен, что «Влюблённых» я представляю несколько иначе. Вероятно, причина в том, что в его живописи мужчин в чёрном пальто и чёрном котелке очень большой перебор. Всё-таки он живописец, а не карикатурист.

доб35

А главное, я не говорю, что он плох, я лишь констатирую: он не мой художник. Точно так же, как часто произношу: «Это не мой писатель». Например, я такое говорю про Достоевского. А вот Лев Толстой — мой. И всё!
Потому в Брюсселе я предпочёл походу в музей визит в паб. Тем паче, что это был любимый паб Рене Магритта. И вообще с пивом у меня в Бельгии сложились самые добрые отношения. Ещё при прохождении паспортного контроля по прилёту в Брюссель сотрудник полиции поинтересовался причиной приезда в Бельгию и, улыбаясь, показал большим и указательным пальцем см. два, спросил: «Выпить немного пива?». Я «возмутился» и ответил тоже жестом, примерно таким, каким рыбаки показывают размер пойманной ими рыбы. После чего мы оба расхохотались. Так что пришлось выполнять «сказанное».
Памятуя о словах Юрия Олеши «ни дня без строчки», время в Бельгии с заездом во Францию можно смело обозначить как «ни дня без пива». Не говоря уже о других городках, бельгийская столица тоже не велик город: всего-то менее 20-ти километров в диаметре. А если принять во внимание, что гигантские стройки превратили значительную часть Брюсселя в нагромождение безликих коробок из стекла и бетона, оставивших меж собой узкие безлюдные улицы, потому что это чиновничьи кварталы, то увидеть традиционный шарм средневекового города мастеров-ремесленников и торговых гильдий времени много не требует.
Что остаётся? Сытно поесть и вволю выпить, особенно пива. В умении угостить, угодить, накормить и напоить, могу заверить, Брюссель не имеет себе равных. Тут Бельгия запросто посоревнуется с Францией.
Обедать или ужинать в ресторане Дома Лебедя на Гран-Пляс, представляя, как Маркс и Энгельс полтора столетия назад в этих самых стенах, за кружкой пива, писали Манифест Коммунистической партии… большого желания не было.
Можно было отправиться в пивную «Мудер Ламбик» в районе Сен-Жиль, которая работает всю ночь. Одни говорят, что там можно отпробовать более шестиста, другие — всю тысячу, а третьи — так даже свыше тысячи сортов бельгийского пива. Но, во-первых, тысячу кружек всё равно в себя не вольёшь. Во-вторых, опять же по слухам, добираться туда не очень удобно. Потому «Мудер Ламбик» тоже отпал.
И вообще жена говорит, что я обычно, когда что-либо выбираю, останавливаюсь на третьем варианте. Не уверен, но ей со стороны виднее. Как раз третьим был паб-кабак (в просторечии «кафе») «Флер о Папье Доре». Туристы вслед за турфирмами название переводят как «Цветок из позолоченной бумаги». Но верю жене, которая говорит, что для слова «позолоченный» есть совсем другие буковки и что точнее будет всё же «золотой». Мы ведь о фольге, в которую заворачивают конфеты, говорим «серебряная» или «золотая» бумажка, а не «посеребрённая» или «позолоченная». Кафе с таким название очень старое. Известно тем, что неизменно с 1846 года служило и служит местом встреч поэтов-новаторов, писателей и художников, прежде всего брюссельских сюрреалистов, среди которых значатся не последние имена: тот самый Рене Магритт, Поль Руж, Луи Скутенео. Добавил славы кафе ещё Марсель Леконт.

доб3

доб30a

задник

Мы были здесь днём — немноголюдно, хотя вечерами полно народу и нелегко найти свободный столик. Воображение рисовало былых участников весёлых вечеринок: писателя Луи Пол Боона, живописца Пьера Алёшинского, автора популярных комиксов Эрже и торговца живописью Геерта ван Брюане. Собственно именно он и придумал название кафе. В своё время молодые художники-сюрреалисты приносили сюда свои работы на суд друзей-приятелей. Те полотна, которые не произвели на них впечатление, авторы нередко просто оставляли хозяину пивной. Сегодня эти картины и рисунки украшают стены заведения. Дух, который царил при этом, легко ощущается с помощью читаемых со стен афоризмов:
«Филологу позволено молчать на всех языках».
«Человек имеет право на 24 часа свободы в день».

доб15

доб18

доб32

Атмосфера нынешнего кафе напоминает ту, что бывает, когда ты в гостях у хорошего знакомого. Можно поговорить с официантом, с поваром. Душевно посидели. Напоследок нам принесли (угостили) фирменную шоколадную конфетку (пралинэ) с золотым цветком. Такие можно купить и в качестве сувенира, но лишь в этом кафе.
Конечно же, без пива не обошлось и во всех других городках, где мы побывали. В Лёвене, родине пива «Стелла Артуа», мы зашли в пивную, состоящую из двух зданий. В одном — собственно сама пивная. В другом — пивоварня, из которой по трубе готовое пиво поступает в пивную. Поэтому, когда официант спросил, сколько принести пива: 0,3 или 0,5, я попросил просто к нашему столику напрямую протянуть трубочку с краном, мол, я сам управлюсь. Когда жена перевела официанту мой ответ, он на полном
серьёзе сказал, что подобная услуга, к сожалению, у них не предусмо
трена. Пришлось затруднять его хождением с пивными бокалами. Кстати, последнее время бокалы как-то почти повсеместно вытеснили пивные кружки. За все дни нам только в одном месте пиво принесли в кружках.
Помнится, в Германии были сплошь кружки. Придётся опять туда съездить, проверить, может, мода на бокалы и их не миновала. Всё-таки время идёт, и немцы тоже изменили своему пристрастию к кружкам. Но вернусь к своему вопросу про трубочку с краном. Он у меня возник не на пустом месте.
Хотя, полагаю, в былые времена, доведись кому от меня услышать подобное, в ответ услышал бы, что такое поведение позорит советского человека. Как услышал такое Вл. Солоухин после публикации в журнале «Молодая гвардия» своего чудесного рассказа «Обед за границей». В этом отношении знаменитая фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят» из комедии «Бриллиантовая рука», произнесённая героиней Нонны Мордюковой, была смешна лишь отчасти, потому как в реальной жизни звучала в разных вариантах довольно часто. Спустя годы, будучи у друзей в Париже (если точнее, то в их доме в Сен-Клу), наблюдал сцену, как хозяин заказал по телефону пиццу, потом сел в машину (я из любопытства уселся с ним рядом) и съездил за заказом: маршрут был ровно полтора квартала, что по протяжённости равнялось длине шести-семи домов. Я полюбопытствовал: мол, что нельзя было прогуляться? Ответ: «А зачем терять время?» Я вновь спросил: а почему тогда не воспользоваться доставкой — на мотоцикле и привезли бы? На что последовал ответ: «С доставкой пицца дороже». Замечу, говорил очень состоятельный человек. Но француз.
Но вернусь к пивной трубочке с краном. Несколько десятилетий назад в журнале «Огонёк» я прочитал интервью, взятое у главного инженера завода или комбината, выпускавшего «Жигулёвское» пиво. И с тех пор помню, как главный инженер рассказывал, что самое вкусное пиво – это свежесваренное пиво, которое ещё тёплое (мы ведь все любители холодненького). А тут специалист говорил, что куда вкуснее пиво, которое, как парное молоко, ещё тёпленькое. И с тех пор желание попробовать такое пиво у меня присутствует. Вот я и спросил про трубочку с краном, из которого потечёт только что сваренное пиво.
Но не вышло.
Среди запомнившихся кафе в Генте, который славится весёлой студенческой жизнью, обилием пабов и уютной атмосферой средневекового городка, хочу отметить одно отличное от других, где звучит живой рок-н-ролл, металл и само собой, как говорят сами бельгийцы, творится Содом и Гоморра. Это кафе, в котором, заказав пиво, вы можете присмотреть себе книжную новинку, купить её и посидеть почитать. Т.е. кафе совмещено с книжным магазином. Мне глянулось такое сочетание.

доб21

Для разнообразия в завершение темы ещё несколько «пивных» кадров. Хотя и не уверен, что не услышу, как после «главки» про брюссельского «Писающего мальчика», что пост про бельгийские кафе и пиво мог бы быть подходящим объектом для пародии. Опять столько фотографий про пивные, которые навевают мысль, что автор жуткий пьяница. Так ведь и на этот раз доказывать, что не верблюд, не стану. Хотя пиво и является «достопримечательностью» не только Брюсселя, среди сувениров его удельный вес, действительно, не так уж и велик. Предлагаю вновь: напишите на меня пародию!
Tags: путевые заметки
Subscribe

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • «Почему Чехия?» - 9. — (клочок 1528)

    Пройдёт не столь много времени , и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».…

  • «Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

    В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • «Почему Чехия?» - 9. — (клочок 1528)

    Пройдёт не столь много времени , и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».…

  • «Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

    В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации…