razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

«Почему Чехия?» - 20. — (клочок 1542)

Соглашусь, что самым странным, с точки зрения архитектуры, пражским зданием является знаменитый «Танцующий дом» на ножках — достопримечательность, про которую одни говорят, что «только в пьяном бреду можно придумать такое», другие включают её в десятку самых удивительных и необычных архитектурных фантазий во всём мире.

В этом здании, состоящем из 2 башен цилиндрической формы, нет ничего правильного. И оттого, считается, оно прекрасно. Спешить соглашаться с этим я не стану. Отнюдь не по причине своего поперечного характера. Просто, будучи знакомым с самым необычным домом Вены — «Домом Хундертвассера», который мне очень понравился, хотя в нём тоже нет ничего правильного, я «Танцующий дом» не принял. По нескольким причинам. У «Дома Хундертвассера» есть философия. То же самое я могу сказать про дома «Бальо» и «Мила-Педрера» Антонио Гауди в Барселоне. У «Танцующего дома» я её не нахожу. Любое здание должно быть «вписано» в окружающую его среду. И этого я тоже не вижу у «Танцующего дома», построенного в стиле high-tech. Он, по сути, эгоист в микрорайоне. Оно и понятно, какие философские идеи можно ожидать от памятника Фреду Астору и его партнерше Джинджер Роджерс, легендарным голливудским танцорам степа (иногда этот дом так и называют — «Фред и Джинджер»). Тогда как психологии танцоров эгоизм (мы лучшие) очень даже присущ.

На мой взгляд, в архитектуре Праги есть что посмотреть и без «Танцующего дома». Если уж выбирать, то я отдал бы предпочтение причудливому дворцу «Адриа» на площади Юнгмана (Jungmannovo náměstí), чьи фасады, выложенные из рондокубической мозаики, обильно украшены скульптурами, а между башенками торца здания красуется скульптура-аллегория мореходства и мореплавания.
Или в некотором роде его антиподу — модерновому торгово-офисному центру «Золотой ангел», расположенному на углу улиц Nádražní и Plzeňská в районе Смихов. Его проектированием занимался знаменитый французский архитектор Жан Нувель. Ранее я видел его торговый центр «Евралилль» в Лилле и башню Агбар— суперсовременный 34-этажный небоскрёб на проспектe Диагональ в Барселоне.

К слову, этот «барселонский огурец» внешне и издали смахивает на «лондонский огурец». Они и создавались примерно в одно время. Проект Нувеля — в 1999—2005 годы, а проект Башни Сент-Мэри Экс 30 не менее знаменитого британского архитектора Нормана Фостера — в 2001—2004 годы. Хотя справедливости ради их нельзя назвать одинаковыми. И дело не в том, что у здания в Лондоне на 6 этажей больше и он на 38 метров выше. Конструкции этих башен-небоскрёбов принципиально различны.


Не стану скрывать, мне больше по душе те пражские здания, которые напоминают о прошлом: готика, барокко-рококо, неоклассицизм, неоготика, необарокко, неоренессанс, дома предыдущих эпох, с аркадами и всевозможными украшениями. Эти постройки с архитектурными излишествами мне особо милы. И излишеств этих на домах Праги тьма-тьмущая. Они украшают всё что только можно: подъезды (порталы) зданий, окна, крыши, углы зданий, торцевые поверхности, эркеры, карнизы, фризы. Их можно увидеть и на «старых» домах, и на «новых». Собственно, именно они и делают Прагу прекрасной.
Причём, в большинстве случаев «новая» архитектура всё же не диссонирует со «старой». Хотя тут, конечно, не без исключений.


Вопрос вопросов: за чем мы едем в другие страны? Именно так: за чем? а не зачем?
Безусловно, кто-то едет поглядеть и узнать в путешествии нечто новое для себя. Кто-то — элементарно отдохнуть. Кто-то — познакомиться с иными, в чём-то похожими, а чем-то совсем не похожими на тех, с кем обычно имеешь дело, людьми. Кто-то — что-то прикупить для себя и близких. Но в любом случае, даже отправляясь на шопинг, каждый из нас, смею думать, едет или летит за положительными впечатлениями и эмоциями, отправляется за хорошим настроением, в надежде обрести душевное удовольствие, маленький кусочек счастья.

Но, как и всё в жизни, надежда эта не всегда сбывается. Жизненные выверты, они, вероятно, думают несколько иначе. Смею полагать, что свои выверты есть в каждой стране. Идеальных стран, как и людей, не бывает. У больших стран — выверты одни, у малых стран — другие. Чехия — страна небольшая, но это не делает её выверты маленькими. Впрочем, система измерений тут крайне несовершенна. Потому что известно: каждый взирает на всё со своей колокольни. Вот и я взгляну со своей колокольни.

…Был воскресный денёк. Мы с Галей, отправившись в очередное путешествие по Праге, вышли на Староместскую площадь. Хотели быстро её миновать, но мне бросилась в глаза палатка, которую я не видел в предыдущие дни. И я свернул в её сторону. У палатки 2 надписи — и вопросов по их поводу у меня столько же. «Пражский майдан» — это пражане протестуют против своей власти? «Россия — руки прочь от Украины!» — это почему тут после обращения «Россия» стоит тире? Что народ у палатки не толпится — на сей счёт у меня почему-то вопроса, признаюсь, не возникло. В палатке скучали от безделья 2 парня и 2 девушки.

«Ребята, — спрашиваю их, — вы чехи или украинцы?» «И те, и другие», — слышу в ответ. Оказалось: парни — чехи, девицы — с Украины. Отвечают по-русски. Никакого вызова в голосе нет. Хоть бы листовочку мне предложили. Нет никого, но и я им не нужен. Обязаловка какая-то, видимо: отсидеть положенное время нужно, а агитацией заниматься хлопотно. Похоже, считают, что валяющаяся рядом с палаткой большая голова Путина всё за них скажет. Но она молчит. А так как зазывать никого укро-чехи с пражского майдана не зазывают, то ни пражане, ни гости Праги палатку вроде как бы и не видят. Может, и к лучшему! Но и возмущения по поводу их пребывания в столице никто не выражает.

Оно и понятно: свобода слова, в данном случае свобода молчания. За борцов против длинной руки Москвы отдуваются транспарант да голова на брусчатке. Как это назвать? Пикет? Мероприятие для галочки? Мне даже неинтересно, за деньги они здесь или за некую идею? В любом случае выглядит уныло-грустно. Но в то же время мероприятие не столько за Украину, сколько против России. Вроде бы мелочь, но в общую картину отношений вписывается.


Как и Мемориал жертвам коммунизма, расположенный у подножия пражского холма Петршин в Мала Стране. Памятник открыт весной 2002 года. Представляет собой лестницу, по которой спускаются 7 бронзовых скульптурных фигур, символизирующих страдания обречённых на смерть политзаключенных в период коммунистического правления. Каждая последующая статуя более «разрушена», чем предыдущая: постепенно появляются разломы в телах, «теряются» конечности, и в конце концов создаётся впечатление, что человек постепенно растворился. Для особо заинтересованных есть бронзовая надпись, указывающая точное количество жертв коммунизма:

205486 арестованных
170938 депортированных
4500 умерло в тюрьме
327 убитых при попытке побега
248 казнённых.

Ещё есть бронзовая табличка: «Мемориал жертвам коммунизма посвящён всем жертвам, не только тем, которые были заключены в тюрьму или казнены, но также тем, чья жизнь была разрушена тоталитарным деспотизмом».

Я, конечно, не могу обойтись без вопросов. Вообще-то коммунизм как таковой ни в одной стране мира не состоялся. Так что жертвы были у социализма. Цифры и сам мемориал имеют отношение исключительно к Чехии? Но в те времена было совсем другое государство — Чехословакия. Поэтому как быть с цифрами «всех жертв», они чьи: Чехии или Чехословакии? И как производился подсчёт тех, чья «жизнь была разрушена тоталитарным деспотизмом»? Или для создателей мемориала это не суть важно?

В самой Чехии отношение к памятнику, скажем так, неоднозначное. У кого-то он не вызывает одобрения по причине, что в нём не представлены фигуры женщин. Могу понять сей подход к художественному решению концепции неприятия социализма-коммунизма. Но есть куда более радикальные противники памятника. В 2003 году одна из статуй была повреждена в результате 2 взрывов. Видимо, её восстановили. Но за месяц до нашего появления в Праге в ночь на 6 июня неизвестные вновь повредили памятник жертвам коммунизма. Одна из скульптур многофигурной композиции опять была уничтожена, от неё осталась только основа.
Tags: актуально
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments