razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

«Почему Чехия?» - 16. — (клочок 1537)

Есть в «Горе отъ ума» Грибоѣдова знаменитая строчка «Всѣ врутъ календари», по поводу которой в пору моего школьного детства шли вечные споры: всЕ врут или всЁ врут. Самые отчаянные смели утверждать нашей учительнице Нине Ивановне, что врут и всЕ, и всЁ.

Я с этой крайней точкой зрения встречаюсь часто, и вовсе не только по отношению к календарям. Вот и при подготовке к поездке, читая про Ольшанское кладбище в Праге, вспомнил о том споре. Почему? По той причине, что враньё вранью рознь. Как вы отнесётесь к такому пассажу? Процитирую:

«Сегодня это одна из самых посещаемых пражских достопримечательностей, потому что здесь полно таинственных уголков, где переплетаются прекрасное искусство и тихий шёпот прожитых жизней».

Написано красиво, но даже памятуя о словах из романа (гл. 21) «Отцы и дети» И.С. Тургенева «О друг мой Аркадий Николаевич! — воскликнул Базаров: — об одном прошу тебя: не говори красиво», я к этой фразе про красоты пражской достопримечательности никаких претензий не имею. Потому продолжу цитату:

«Ольшанское кладбище превосходит все прочие в Праге (да и вообще в Чехии) не только эстетически, но и размером. Оно занимает территорию в 50,17 га. Судя по официальным данным, здесь похоронено 112 000, а если верить другим источникам, то более 2 000 000 человек. Выходит, что этот некрополь вмещает больше людей, чем в Праге проживает на данный момент».

Встаёт вопрос: так сколько всё же захоронено на Ольшанском кладбище? Если 112 000 человек, то утверждать, что «этот некрополь вмещает больше людей, чем в Праге проживает на данный момент», никак нельзя. А если 2 000 000 человек, то можно. Впрочем, чутьё подсказывает мне, что врут обе цифры, хотя и взяты они не из календаря.

Тем не менее на Ольшанское кладбище мы отправились. Отнюдь не из-за разноголосицы в цифири. Во-первых, взглянули на мозаику (1941—1946 гг.) православного храма Успения пресвятой Богородицы, который стоит на территории кладбища. Автором эскизов для неё и росписи сводов и стен был как-никак русский художник И.Я. Билибин (выполнял заказ американского мецената Ч. Крейна). Непосредственно мозаичные работы велись мастерами под руководством М.В. Ферстрова, а росписи сводов и стен исполнены группой русских художников.

Сама церковь невелика: строилась по образцам древнерусской архитектуры новгородской и псковской земель, здание высотой 22 метра, в плане квадратное, с полукруглой апсидой. 64 иконы для неё написаны русским художником К.М. Катковым. Выходит, храм не просто православный, а самый что ни на есть русский. В этом храме молилась поэтесса Марина Цветаева. Меня более всего поразило то, что и мозаика, и роспись творились в годы войны. С 1951 года этот православный храм переподчинён чешской церкви, однако до сих пор в нём сохранены русские церковные традиции.


С 4-х сторон храм окружён православным участком кладбища. Здесь рядом с храмом упокоились и гусары Дохтурова, и сержанты Жукова, и рядовые Власова, и вдова главнокомандующего русской армией генерала А.А. Брусилова Надежда Владимировна Брусилова, и писатель Аркадий Тимофеевич Аверченко, и графиня София Николаевна Толстая (урожд. Философова — 1-я супруга русского писателя Ильи Львовича Толстого и невестка Льва Толстого), и писатель, путешественник, журналист, старший брат основателя Московского Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко Василий Иванович Немирович-Данченко, и мать и сестра Владимира Набокова.

Лежат российские основатели университетов, профессора, академики, князья, атаманы… На надгробьях написаны имена вынужденно оставивших родные края после революции. Среди них есть писатели, поэты, историки, учёные, общественные и политические деятели. Каждый год 11 мая в храме отмечается память всех тех, кто покинул Россию, не признав власть коммунистов.


Чуть в стороне мемориал солдат Красной армии, погибших в ходе Пражской операции 1945 года. А рядом с советскими воинами-освободителями лежат 45 воинов другой Отечественной: русские уланы и гусары, сражавшиеся под Дрезденом и Кульмом с захватчиками Наполеона, и умершие в Праге от ран в 1813 году. Часто можно встретить упоминание о том, будто на Ольшанском кладбище лежат солдаты и офицеры 4 российских армий — императорской, Белой, Красной и Освободительной.

Суждение это верно лишь отчасти. Пражское кладбище хранит память о воинах 5 российских армий. Когда мы с женой направились к мемориалу советских воинов, то ли сторож храма, то ли один из прихожан его, изъявивший желание сопроводить нас, по пути подвёл к странному «надгробию» неподалёку от храма. Говорю «странному», т.к. оно было замотано в непрозрачную целлофановую плёнку. Я недоумённо взглянул на мужчину: «Что это?» «Памятник, — ответил он. — воинам-миротворцам».


Памятник представляет собой гранитный камень, который напоминает скалу. Потому что люди ассоциируют с миротворцами сильных, твёрдых, могучих людей. Так объясняют инициаторы установки этого скромного памятника, которыми стали члены организации советских ветеранов Афганской войны и других вооружённых конфликтов «Афганвет». Как они говорят: «Побудило нас то, что в Чехии нет подобного поклонного места, куда бы могли прийти все ветераны, независимо от того, какое у них гражданство, откуда они, нет места поминовения людей, павших в современных войнах».

Авторы идеи настаивают на том, что это не памятник войне, не памятник агрессии, самому процессу трагедии, это памятник людям, которые вынужденно оказались в этих тяжелейших условиях и отдали свою жизнь. Нужно признать, что для чехов советская война в Афганистане — чужая война. Некоторые говорят, что памятник «афганцам» на Ольшанском кладбище — это всё равно что памятник ветеранам НАТО, бомбившим Белград, который бы чехи попросили установить на Поклонной горе. Поэтому у чехов сама идея такого памятника вызывает удивление и даже раздражение. «Зачем нам памятник советской агрессии?», — таков основной тон возражений.

Поэтому «Афганвет» в поисках варианта мемориального места выбрал не улицу, не площадь, выбрал кладбище, Ольшанское. Исходили из того, что кладбище — то место, где людей всё уравнивает. Памятник расположен поблизости от места, где захоронены казаки и воины Русской освободительной армии. На камне памятника выбит орёл на фоне 5-конечной звезды в обрамлении колосьев и две даты «1979 · 1989».

— Почему памятник завёрнут в целлофан? — не мог не спросить я нашего провожатого.
— Было несколько случаев вандализма.
— Понятно. Чтобы не дразнить гусей.
— Кому надо, те знают, куда подходить, и что здесь укрыто.
Tags: актуально
Subscribe

  • Карт-бланш. — (клочок 1566)

    С заметным опозданием вышел шестой номер «Нашего современника», и не я тому причина, хотя в номере журнала и помещена моя…

  • 4 - 1 = 100. — (клочок 1560)

    Что-то я в последнее время стал несколько, можно сказать, кровожадным. Вот читаю сегодня, что Сергей Лавров заявил: «Если Соединённые…

  • Сегодня и послезавтра. — (клочок 1557)

    Встретил вчера, просматривая Интернет, выражение, заставившее меня задуматься: «Скромная красавица с внешностью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments