razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

«Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации вызывает у вас слово „Чехия“»? По итогам на 1-м месте

оказалось чешское пиво, далее была хоккейная сборная, завершал тройку Швейк. Такие славные итоги своей истории увидели сами у себя нынешние чехи.

Ничего не могу сказать умнее: жизнь большой страны и маленькой — она разная. Это не означает, что маленькой на роду написано всегда пребывать под большой. Но как родителей и место рождения тебе не дано выбирать, так и комплексовать, что твоя страна маленькая, а не большая, бессмысленно. Здесь «приходится» мириться с неизбежностью и жить спокойно. Не обязательно быть «младшим братом», достаточно жить дружно, не ожидая, что тебя все и непременно хотят обидеть только потому, что ты невелик.

Традиционная туристическая логика постараться увидеть прежде всего самые известные достопримечательности должна была после Староместской площади и Карлова моста вести меня в Пражский Град, но я предпочту задержаться около моста и погулять по его окрестностям.
Ещё подходя к Малостранским мостовым башням, видишь с правой стороны на западном берегу Влтавы расписанную граффити стену с большим полотнищем, на котором 2 слова: «KAFKA MUSEUM». Музей, действительно, находится рядом, от Карлова моста ходу всего несколько минут. Кто другой наверняка заглянет, но меня он не привлёк. Не мой Кафка писатель, этим всё сказано. Но я знал, что около музея находится «самая узкая улица» Праги с висящим светофором — затейливая придумка хозяев находящегося внизу кафе для приманивания посетителей. Но без светофора по узкой улочке не пройти: двоим на ней не разойтись. Почему-то этому эффекту регулируемой светофором улицы туристы радуются как дети.

Знал я и то, что во дворе музея Кафки можно увидеть писающих мужчин — одно из необычных, вызывающих, провокационных, шокирующих, заставляющих долго ломать голову (называйте как угодно) творений пражского скульптора Давида Чéрны (David Černý). Как и подобает художественному произведению, у него есть официальное название — «Piss — Кирпичный завод Гергета». Спросите, при чём тут кирпичный завод? Отвечаю: «Электромеханическая композиция из 2 бронзовых фигур, писающих в небольшой водоём, расположена на территории кирпичного завода Гергета». Вернее, раньше это был завод, но потом от предприятия остались рожки да ножки, и в его уцелевших стенах обосновался музей Франка Кафки с экспозициями «Город К.» и «Франц Кафка и Прага», а заодно выставка чешских ювелирных и золотых изделий и, конечно же, ресторан.

Можно добавить, что бронзовые фигуры писунов контролируются электронной программой, которая позволяет вращать бёдрами «манекенов» и выводить исходящими из них струями на поверхности водоёма разные тексты. Кстати, для особо почитающих суперэксклюзивное искусство современных метафористов-акционистов сообщаю, что фигуры готовы лить воду текстами в том числе и по запросам. Т.е. вы можете «заставить» их «написать» (ударение на ваше усмотрение) собственную фразу, отправив с мобильного телефона SMS-сообщение. Телефонный номер есть возможность без особого труда узнать в Интернете.

Если при этом принять во внимание, что форма водоёма, куда по малой нужде ходят бронзовые идолы, совпадает своими очертаниями с картой Чехии, то у модного сооружения очень даже «патриотическая» составляющая. Туристические справочники пишут, будто Давида Черны вдохновила брюссельская статуя Маннекен Пис. Так как я собственными глазами видел всё представленное на бельгийской земле разнообразие писающих: и мальчика, и девочку, и собаку, могу сказать, что пошлость в них, на мой взгляд, отсутствует, а в пражском деликатесе она явно присутствует.

Существует мнение, что писающие мужчины поставлены в этом дворе исключительно для привлечения посетителей в музей Кафки. Авторы рекламных каталогов называют работу Черны фонтаном-памятником. Если я что-то смыслю в искусстве, то по-русски это называется кич, причём, из того же разряда, что юмор ниже пояса, вроде той акции, в ходе которой петербургский художник Пётр Павленский гвоздём прибил свою мошонку к каменной брусчатке Красной площади в Москве.

В российской столице полицейские накрыли художника простыней, затем задержали и даже отправили его на медицинскую экспертизу. Та признала его вменяемым. После чего акциониста отпустили без предъявления обвинения — не смогли найти статью, которую ему можно было бы инкриминировать.

Пражские полицейские не сочли оскорбительной для столицы страны избранную для фонтана форму водоёма. Тут я спорить не стану, чехам у себя дома лучше знать, над чем можно и нужно смеяться. Не исключаю, сами чехи готовы посмеяться и над словами Черны относительно их самих. О своих соотечественниках тот отзывается так: «Типичный чех уныл и похож на тесто, которое плохо вымесили, но зато хорошо пропитали пивом». Что касается туристов, то им писающие мужчины нравятся. Особенно внимательно разглядывают произведение Черны маленькие девочки. А коли так, то всё ОК!

«Piss — Кирпичный завод Гергета» — тоже своеобразный выбор туристической Праги. Поэтому город просто усыпан творениями этого современного скульптора. Да, при появлении они часто вызывали резкую критику части общественности, не желающей видеть их в своём городе. Но в ответ звучало, что они не понимают искусство талантливого хулигана. Мол, его работы, сочетающие юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру, содержат в себе некое послание, несут подтекст, который пояснять людям не нужно вообще — пусть догадываются сами. Эта часть пражан гордится таким скульптором и ждёт его новых творений. И пока меж двумя лагерями ценителей идёт нескончаемый спор, работы Давида Черны уже преподносятся как яркие достопримечательности чешской столицы.

Сегодня в Праге их десятка два. Ещё в Москве я наметил, что, прогуливаясь по улицам Праги, взгляну на некоторые из них. Устраивать спецэкскурсию по всем, смысла не видел. Хотя городские экскурсбюро предлагают специальный маршрут по местам, где расположены работы Черны. Так что «народ хавает». Решил своё знакомство с творчеством скандального скульптора, которым движет, по его собственному признанию, постоянный и всеобъемлющий гнев, ограничить помимо «Piss — Кирпичный завод Гергета» ещё скульптурами:

«Конь» (Св. Вацлав сидит на брюхе коня, перевернутого и подвешенного к потолку на железных тросах за ноги, изо рта коня свисает язык) в атриуме торгового пассажа Люцерн. Представляет собой метафорическую критику правительства Чехии. Правительства того давно уж нет, а конь висеть остался. Поговаривают, что владелица пассажа подписала с Черны договор, по которому памятник провисит в её магазине до восстановления в стране конституционной монархии;

«Зигмунд Фрейд, висящий интеллигент», другое название «Подвешенный человек» — фигура Зигмунда Фрейда в полный рост (кто-то полагает, что это Ленин), которая висит над Гусовой (Husova) улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту. Скульптура из пластика и эпоксидной смолы символизирует оторванность. Искать и рассматривать её приходится, сильно задрав голову;

«Гигантские младенцы». Основной вариант в количестве 10 штук можно увидеть на телебашне в Жижкове, они там ползут вверх и вниз по башне на большой высоте. Я их увидел чуть позже, а раньше моя встреча с ними произошла как раз около Карлова моста на острове Кампа, где 3 огромных бронзовых малыша, чёрные ламинированные со штрих-кодами вместо лица, ползали уже по земле. Спросите: почему у них штрих-код вместо лица? Это такой символ авторского протеста против абортов;
проходил мимо 10-метровой «Головы Франца Кафки» (поблизости от торгового центра Quadrio, расположенного над станцией метро «Národní třída»), но близко подходить не стал. Как действует голова-трансформер из нескольких десятков дисков нержавеющей стали, отполированных до зеркального блеска и способных вращаться в разных направлениях (скульптура находится в постоянном движении), я прекрасно рассмотрел ещё дома по Интернету;

точно так же обошёл своим вниманием скульптуру беременной женщины в стиле 8бит с названием, если дословно, «Внутриутробно». Символизирует она красоту женского тела и чудо рождения — поглядев на это чудо в Интернете, убедился, что у каждого свой взгляд на женскую красоту;

скульптуру, напоминающую человеческий зародыш, «Эмбрион» из металла, пластика и эпоксидной смолы. Она прилепилась к водосточной трубе на углу фасада здания театра «Na Zabradli»;

инсталляцию «Подхалимство» (в оригинале «Brown-nosing»), она представлена в галерее современного исскуства «Futura». Очень «скромная» композиция: две 5-метровые обнажённые статуи (видны только нижние их части), наклонённые к земле под углом 90 градусов. Предлагается подняться по лестнице и, заглянув в отверстие задницы, увидеть видео репортажа с Вацлавом Клаусом (политический деятель) и Миланом Книжаком (культурный деятель), которые кормят друг друга помоями под саундтрек «We are the Champions»;

экспозицию «Оружие» («Guns») во дворе музея AMoYA (Artbanka Museum of Young Art) — 4 подвешенных пистолета, дуло каждого из которых смотрит в центр и там же другую работу Давида Черны «Акула» (фигура связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающая в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида. Эта композиция завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г.);

«Отжимающийся красный автобус»;

скульптуру «Quo vadis» (Куда идёшь), сейчас она установлена у посольства Германии, внешне это немецкий, времён ГДР, «народный» автомобиль «трабант» на человеческих ногах (посвящена беженцам из ГДР, которые до падения Берлинской стены приезжали в Прагу на своих «трабантах», бросали их у посольства ФРГ и бежали просить политического убежища);

висящие красные автомобили на стенах у входа в центр современного искусства «Meet factory». Раньше в этом здании находилось Главное управление Чехословацких железных дорог, сейчас же тут художественная студия Давида Черны.

Не собираюсь предлагать кому-либо следовать моему примеру и не глядеть эти и другие работы скандального автора. Боже упаси, посетите Злату Прагу и обойдите их все, чтобы получить даже не эстетическое удовольствие, а подлинное наслаждение. Потому что у каждого, повторю, свой взгляд на красоту, и не только женскую. Фанатов у Черны предостаточно, и среди местных, и среди приезжих. Хотя лично мне очень жаль, что для современной публики подобные «творения» становятся объектами для восхищения.

На мой вгляд, красота ведь не только в городской архитектуре, которую я люблю рассматривать. Она и в теплоте взглядов людей, живущих в красивых домах. В том, какую люди формируют окружающую среду для гостей города. Красота всегда уютна и благородна. Честное искусство по своей природе не может быть провокационным, а провокационное не способно быть честным. Когда же тебя провоцируют произведениями пусть даже в малых архитектурных формах или затевают скандал на почве художественного «открытия», в основе которого оказывается забвение, искажение исторической памяти, мне становится совсем не интересно. И вовсе не потому, что не вижу в этом обычного смысла, а потому, что не нахожу для себя в подобных «открытиях» смысла жизни.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что истоки столь массовой любви чехов к Давиду Черны лежат в его перфомансе 1991 года, когда в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет советский танк, который находился на площади перед Дворцом юстиции, танк, который 1-м вошёл в город в 1945 году, танк, символировавший собой освобождение Праги советскими войсками от фашистов, памятник, который (вот ведь опять незадача в очередной уже раз в истории Чехии!) после событий 1968 года стал восприниматься… как символ коммунизма и советской оккупации.

Чехи сочли вандализм арт-акцией, направленной против советской символики. Тогда автор акции 24-летний Давид Черны был арестован, танку вернули зелёный цвет. Однако спустя 10 дней, пользуясь депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново перекрасили танк в розовый цвет. Что оказалось в сухом остатке? Черны был отпущен, а памятник демонтирован.

В последнее время ходят слухи, что Черны готовит для Праги очередное творение — инсталляцию «Пенисовый фонтан», который будет состоять из 30 наполовину эрегированных фаллосов,

«извергающих» водные струи, которые окружат главный самый большой фаллос. Охотно верю. Кто-то из пражан немного поворчит, но туристическая Прага обзаведётся завидной достопримечательностью. Куда там писающим мужчинам, у того фонтана всего 2 фаллоса.


Но вернусь на минутку к музею Франца Кафки, с которого начал. Перед отъездом в Прагу в Интернете прочитал отзыв об экспозиции одной нашей восторженной туристски-соотечественницы. Процитирую её завершающие слова: «После посещения музея возникло непреодолимое желание вспомнить школьную программу и перечитать произведения писателя». Хорошей же была почитательница Кафки ученицей, если по сию пору считает, что творчество того, к кому она приходила в гости в помещение бывшего кирпичного завода, изучается в российских школах. Вспомнилась классическая фраза школьных учителей: «Садись, «два», вызови родителей!»
Tags: актуально
Subscribe

  • Опус намбе… — (клочок 1517)

    Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею) Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как…

  • Опус намбе… — (клочок 1516)

    Портретная галерея. Зал № 4 Портрет 10. ВАХТАНГ VI (БАГРАТИОНИ) Вахтанг VI (Багратиони) (1675—1737) — яркая личность в истории…

  • Опус намбе… — (клочок 1514)

    Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (окончание) После неудачи с реконструкцией Кремля дальнейшая жизнь Баженова складывалась не лучшим образом. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments