razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1517)

Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею)

Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как характеризовал его историк архитектуры А. Иконников. Впрочем, небезосновательно про него говорят, что это была самая трагическая фигура в истории русского зодчества.

Родом из смоленских князей, ведущих начало от Владимира Мономаха. Отец будущего зодчего, боярин Михаил Федорович, был из тех, кто принял и поддерживал петровские реформы. Этим можно объяснить выбор царя призвать юного Петра в Петербург для учения, а потом решение отправить его в Данию, Голландию, затем в Италию постигать «архитектурные художества и разные науки». По возвращении из зарубежной командировки в 1724 году дворянскому сыну «поимённым указом» Петра I было присвоено звание подполковника и архитектора.

С чего начиналась карьера Петра Михайловича?

В Москве Еропкин появился в 1727 году, ему поручено строить триумфальные арки для коронации Петра II. В 1730 году он разрабатывает проект зимнего дома грузинского царя Вахтанга VI.
Годом позже в Москве Пётр Еропкин знакомится с Артемием Петровичем Волынским*. С ним Пётр Еропкин сближается (кабинет-министр был женат на его сестре) в пору, когда тот ещё в фаворе, и проектирует для Волынского каменные палаты на Рождественке. По удивительной случайности оба двора (Волынского и Багратиони) имеют прямое отношение к дошедшим до наших дней МАРХИ и ГНИМА, строениям, связанным с архитектурой, историей архитектуры и обучением архитектуре. В основании этих зданий лежат фундаменты, заложенные одним из первых архитекторов России, имя которого сохранила история.

* Артемий Петрович Волынский (1689—1740) — ещё одна примечательная личность, имеющая отношение к истории «Дома Талызина». Одни считали А.П. Волынского «птенцом гнезда Петрова», толковым дипломатом и администратором, умным государственным деятелем, другие называли казнокрадом, жестоким царедворцем и самодуром. Происходил из древнего боярского рода, потомок Д.М. Боброка-Волынского. Губернаторствовал в Астрахани и Казани. Был женат на двоюродной сестре Петра I — Александре Львовне Нарышкиной. Участвовал в осаде Данцига, в переговорах на конгрессе в Немирове о заключении мира с Турцией и по возвращении в Петербург был назначен кабинет-министром. Его блестящую карьеру прервал конфликт с Бироном, результатом которого стали арест, пытки и казнь. Известны слова Екатерины II после прочтения ею дела злосчастного министра: «Сыну моему и всем моим потомкам советую и поставляю читать сие Волынского дело от начала до конца, дабы они видели и себя остерегали от такого беззаконного примера в производстве дел».

Дальнейшая деятельность Еропкина связана с Петербургом, где он получает назначение главным столичным архитектором, без разрешения которого не строилось тогда ни одно строение в Петербурге. Именно он усовершенствовал трёхлучевую систему центральных улиц («трезубец»), намеченную ещё при Петре I: знаменитые три проспекта Петербурга, отходящие от Адмиралтейства, наметив тем самым пути дальнейшего развития города.

Еропкина можно назвать первым в России теоретиком архитектуры. Под его руководством создавался трактат «Должность архитектурной экспедиции». Ему принадлежит перевод отдельных глав трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». Среди его работ не менее знаменитый Ледяной дом, построенный для шутовской свадьбы князя М.А. Голицына и А.И. Бужениновой.

Судьба Еропкина оказалась созвучна судьбе бывшего владельца усадьбы на Воздвиженке князя Долгорукова. Летом 1740 года Еропкин был казнён вместе с другими противниками Бирона: А.П. Волынским, Мусиным-Пушкиным и А.Ф. Хрущёвым. «Людьми славными своим разумом» назовёт их историк М.В. Нащокина. Взошедшая на престол Елизавета участников группы А.П. Волынского, выступивших против бироновщины, как сказали бы сегодня, реабилитировала. «Дело Волынского» было прекращено, доброе имя репрессированным возвращено, живые, в том числе помощник П.М. Еропкина Иван Бланк, возвращены из ссылки.

В 1886 году на могиле А.П. Волынского, П.М. Еропкина и А.Ф. Хрущёва в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М.А. Щурупов, барельеф работы А.М. Опекушина).
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Игрища. — (клочок 1553)

    Только что вернулись со своей ежедневной прогулки в Екатерининском парке. Наблюдали занимательные фигуры высшего чиновничьего пилотажа. В…

  • Параллели. — (клочок 1552)

    С одной стороны, на глаза попала связка: "Дороги, дураки, Собянин". С дорогами ясно, с дураками понятно, с Собяниным — легко…

  • Иногда читаю всяко-разное. — (клочок 1551)

    С некоторых пор чтение современной отечественной прозы как-то не стало входить в круг непременных и постоянных дел. Но иной раз кое-что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments