razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1513)

Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (продолжение)

В конце 70-х годов Баженов подхватывает желание русской Минервы, как называли Екатерину II, начать глобальную перепланировку московского Кремля — сделать его более европейским.

Исходя из того, что в первопрестольной нет достойной резиденции для приездов двора, Василий Иванович задумывает создание грандиозного «Форума великой империи» (Большого Кремлёвского дворца) на Боровицком холме. Длина его фасада планировалась 639 метров. По своей архитектуре и богатству императорская резиденция должна была стать новым архитектурным чудом, прославляющим русское государство, царствующую династию и саму Екатерину II.

Каким представлял это чудо придворный архитектор? Создаваемый им проект отражает стремление Баженова создать в самом центре обновляемой Москвы общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться все улицы Кремля.


Идея императрице нравится. Её не смущает, что при этом многие здания Кремля допетровского времени Баженов предполагает снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади. В сущности, архитектор намерен исказить исторический облик кремлёвской твердыни. Даётся распоряжение: предлагаемый проект надо обстоятельно разработать и осуществить. Выделены огромные деньги. Баженов незамедлительно принимается за доведение проекта до финальной стадии. Воодушевлённый поддержкой Екатерины II, он энергично 5 лет трудится над созданием окончательного проекта и модели Большого Кремлёвского дворца.

План дворца охватывал уже почти весь Кремль. На нём, можно видеть, непосредственно главное здание резиденции с одной стороны частично заворачивало на Красную площадь и к арсеналу — с другой стороны. По проекту кремлёвский дворец был не просто большой, он был очень большой, можно сказать, огромный и величественный, сочетавший в себе черты классической римской и греческой архитектуры.

Даже не ради того, чтобы читатель попытался представить его, а лишь для осознания содеянного Баженовым «черновика», предшествующего самому строительству дворцового комплекса, можно привести размеры модели, на создание которой было затрачено 5 лет: длина — около 17 м; ширина — 4 м; высота — более 2 м. Для её создания и хранения рядом с Арсеналом в Кремле был построен «модельный дом». Людей, занятых созданием модели, было около трёхсот человек: архитекторы, живописцы, столяры, резчики, модельеры, скульптор-миниатюрист (история сохранила его имя — Иван Ясныгин).

Исполненная из липового дерева, оштукатуренная и отделанная под натуру, модель эта сама по себе является лучшим образчиком модельного искусства. Но что произошло бы с реальным Кремлём, каким мы его знаем, случись задумке Баженова воплотиться в жизнь, не хочется даже думать.
Приближение окончания работы над проектом, позволило архитектору приступить к практической его реализации. Помощником и заместителем берётся М.Ф. Казаков — многолетний товарищ и помощник. После завершения работы над моделью императрица пожелала увидеть её в Петербурге. Разобранную модель перевезли в столицу на 120 санях. Рассмотрев модель ансамбля, Екатерина II подписала указ с распоряжением о строительстве.

Следует разборка старых деревянных зданий Кремля: разобраны здания Приказов, старая Оружейная палата, здание Вотчинной коллегии, церковь Черниговских чудотворцев, Казённый двор, здание Запасного дворца, палаты Трубецких и конюшенный двор Чудова монастыря. Далее последовал указ императрицы: «сломать городовую стену по Москве-реке от церкви Благовещения до церкви Петра митрополита, а церквей сих не трогать». Крепостные стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями). Разобрали Тайницкую башню и две Безымянные башни около неё, а также между Петровской и Благовещенской башнями.

В 1769 году начинают серьёзные земляные работы. Но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины. Летом 1770 года по инициативе Баженова были укреплены стены Архангельского и Благовещенского соборов. Тем не менее, по воле императрицы, строительство было на время отложено. И всё же 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам:

«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

Однако весной 1775 года на строительной площадке проявилась подвижка грунта: начали оседать массивные контрфорсы Архангельского и Благовещенского соборов, отчего в опасности оказался Архангельский собор, стоявший на откосе, и упала стена на месте снесённой церкви Черниговских чудотворцев.

Собранная комиссия (К. Бланк, И. Яковлев, Г. Бартенев) установила, что опасности для старых зданий нет, но для их укрепления надо ускорить сооружение фундамента нового дворца. Однако императрица работы останавливает совсем. К этому времени Екатерина II уже охладела к проекту, сочтя, что он противопоставляет старую Москву, которую она недолюбливала, новой столице — Петербургу. Финансирование проекта прекращено. И в том же 1775 году начнётся восстановление Кремлёвской стены и башен. В 1776 году по обмерам воссоздали Тайницкую башню, а исправление стен закончили в 1783 году*. Таким образом воплощение величественного проекта дворца, строительство которого уже даже началось, неожиданно не состоялось**.

* Снесённая часть стен Кремля была восстановлена М.Ф. Казаковым.
** Сегодня о дворце напоминают только оставшиеся проектные чертежи, уступ на Кремлёвской стене да модель, собранная и выставленная в музее архитектуры им. А.В. Щусева.

(Окончание следует)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Опус намбе… — (клочок 1517)

    Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею) Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как…

  • Опус намбе… — (клочок 1516)

    Портретная галерея. Зал № 4 Портрет 10. ВАХТАНГ VI (БАГРАТИОНИ) Вахтанг VI (Багратиони) (1675—1737) — яркая личность в истории…

  • Опус намбе… — (клочок 1514)

    Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (окончание) После неудачи с реконструкцией Кремля дальнейшая жизнь Баженова складывалась не лучшим образом. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments