razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

Опус намбе… — (клочок 1512)

Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ

Василий Иванович Баженов (1738—1799) — прославленный и крупнейший русский архитектор, теоретик архитектуры, академик архитектуры, педагог и художник, первый вице-президент Императорской академии художеств, родился в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей.

Образование получил в Москве в Славяно-греко-латинской академии, в школе знаменитого московского зодчего князя Д.В. Ухтомского (из неё вышли выдающиеся мастера русской архитектуры того времени: Александр Кокоринов, Карл Бланк, Матвей Казаков, Иван Старов). По повелению императрицы Елизаветы Петровны был послан в Петербург для обучения свободным искусствам в только что основанной тогда Академии художеств. Здесь главный архитектор Адмиралтейств-коллегии С.И. Чевакинский делает его своим помощником при постройке Николаевского морского собора, после чего он работал у де ла Мотта и Кокоринова.

В 1760 году по представлению Кокоринова становится помощником при Растрелли. За успехи отправлен в Париж учиться у королевского архитектора Шарля де Вайи (de Wailly). Одновременно поступает в ученики к профессору Дювалю и занимается изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки. Выдержав экзамен и получив диплом архитектора в Парижской академии, Баженов готовит проекты (в том числе проект для парижского Дома инвалидов с фасадом вроде римского собора Св. Петра и Павла, позже послуживший образцом для плана Казанского собора в Петербурге, проектируемого его учеником А.Н. Воронихиным).

Петербургская академия, получив известие об отличии, впервые оказанном за границей русскому художнику, назначает ему ехать для усовершенствования в Рим. В Италии Василий Баженов удостоился дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться. Находясь за границей, выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра.

Прекрасно знакомый с европейской архитектурой Баженов не стал её эпигоном, предпочитая создавать свой характерный стиль и своё направление в архитектуре. В разные периоды своей деятельности и для разных объектов работал в различных манерах.  Воспитанный на архитектуре Москвы, В.И. Баженов ценил родную архитектуру, её живописность и красочность, оставался творцом и теоретиком новой русской оригинальной архитектуры. «Именно после Баженова и благодаря ему можно говорить о русской архитектурной классике как о своеобразном явлении в искусстве», — скажет о нём А.В. Щусев.

Среди основных архитектурных объектов Баженова в Петербурге — проект здания дворца в Екатерингофском парке, Инвалидный дом на Каменном острове с церковью Иоанна Предтечи. Документально подтверждается его участие в разработке одного из проектов здания Каменноостровского дворца императора Павла (Михайловского замка) — в архиве Воронцовых найдены чертежи замка, подписанные В.И. Баженовым. Но постройка замка велась под надзором архитекторов А.Н. Соколова и В.Ф. Бренна ввиду болезни, помешавшей Баженову строить самому.

В Москве с его именем связаны здание арсенала и сената по Знаменке, колокольня при церкви Преображения, или Всех Скорбящих Радости и новый иконостас в церкви Св. Иоанна Воинственника, Владимирская церковь в Быково, построенная по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова (на месте старой деревянной церкви возведён белокаменный готический храм с башенками), проект Петровского дворца, построенного М.Ф. Казаковым, его помощником. Отдельного упоминания заслуживает «Дом Пашкова» (библиотека Румянцевского музея). Его считают ярким памятником так называемого французского вкуса (стиля) в русской архитектуре и одновременно жемчужиной русского зодчества. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал об этом дворце на высоком холме против Московского Кремля: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем-то, которое достигнуто здесь».

(Продолжение следует)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • «Почему Чехия?» - 9. — (клочок 1528)

    Пройдёт не столь много времени , и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».…

  • «Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

    В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments