razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1506)

Портрет 6. Г.Т. КРУТИКОВ — окончание

После института несколько лет Георгий Крутиков работал в архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3 под руководством И.А. Фомина. Результатом чего стали

выполненные им проекты здания театра в Нижнем Тагиле, жилого дома в Новоспасском переулке Москвы, павильона станции метро «Парк культуры» (Сокольнической линии) и её надземного и подземного вестибюлей. Проектированием станции метро он занимался вместе с архитектором В. Поповым из команды академика Н.А. Ладовского, с которым Крутиков хорошо знаком ещё по ВХУТЕМАСУ (был среди любимых его учеников).

Первоначально внешний вид просторного пассажирского салона вдоль двух перронов станции «Парк культуры» имел спокойное и гармоничное сочетание тёмно-розового (мрамор) и тёмно-золотого (квадратные колонны с бронзовыми капителями). Но позже станция претерпела кто-то скажет существенные, кто-то — некоторые изменения. Её стены выложили керамической белой плиткой, а по центру встроили двухсторонний лестничный спуск из перехода с кольцевой станции. Оригинальные массивные люстры над платформой гармонировали с полусферическими плафонами над путями, но спустя время люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны просто демонтировали.

Нынешняя радиальная станция «Парк культуры» оказалась бесконечно далека от первоначального дизайна реального прототипа, рождённого под руководством Крутикова. Не сохранился также и южный павильон станции. Его постигла участь рационализации: на его месте выстроили новый вестибюль, общий со станцией кольцевой линии. Из последовавших изменений улучшением было одно: на платформу, которая изначально была заасфальтирована, положили чёрный гранит.


Позже Крутиков перейдёт в Архитектурно-планировочном управлении Москвы и там создаст Отдел по государственной охране памятников архитектуры. Если вдуматься, не лучшее время выбрал он для организации своего отдела. Потому что теми, кто готов был весь мир разрушить до основанья, чтобы на обломках строить новый мир, защита памятников архитектуры, среди которых немало храмовых сооружений, по сути, приравнивалась к контрреволюции.

Но именно в те драматичные и непредсказуемые годы Крутиков становится начальником Инспекции по охране памятников. Надо признать, что большое влияние на него оказало знакомство с архитектором и уникальным реставратором П.Д. Барановским. В 1930—40-е годы Москва переживает масштабную перестройку в соответствии с планом сталинской реконструкции столицы. Прокладываются (как тогда говорили, прорубаются) широкие транспортные магистрали, строятся мосты и метрополитен, формируются новые значимые площади и улицы. При этом участь многих исторических строений, хотя они и находились под государственной охраной, была незавидной.

В 1940 году Георгий Крутиков, выступая на VII пленуме правления Союза советских архитекторов СССР, сделал обоснованный вывод, что с 1917 по 1940 год в Москве уничтожили половину памятников русской архитектуры.

«Необходимо обратить внимание органов охраны памятников на полное отсутствие элементарных мер по популяризации ценных архитектурно-исторических памятников Москвы. Необходимо установить на каждом охраняемом архитектурно-историческом памятнике Москвы мемориальную доску с обозначением названия памятника, даты его возникновения, его строителей и его архитектурно-исторической ценности, а также адреса госоргана, на охране которого он состоит».

Грамотной и ответственной работе Крутикова Москва обязана сохранением таких уникальных памятников, как Новоспасский монастырь и Крутицкое подворье, группа памятников архитектуры по Никольской улице (Печатный двор, Славяно-греко-латинская академия), комплекс архитектурно-исторических памятников по улице Разина (Варварка), усадьба боярского быта XVII века (палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.). Особое место в его деятельности занимает работа по раскрытию, обмерам и созданию проекта восстановления ранее неизвестных палат в Зарядье.

Полагать, что он, являясь начальником инспекции, был наделён какими-то особыми полномочиями, более чем неверно. Большой властью он не обладал, но и не считаться с его мнением было нельзя. Чтобы снести какое-либо здание, нужна была подпись Крутикова, и он до конца боролся за сохранение каждого из них.
В 1950-х неудобного человека и руководителя вынуждают уйти из созданной им инспекции. И в марте 1958 года Георгий Крутиков скончался. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

(Далее будет портрет М.А. Устинова)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Игрища. — (клочок 1553)

    Только что вернулись со своей ежедневной прогулки в Екатерининском парке. Наблюдали занимательные фигуры высшего чиновничьего пилотажа. В…

  • Параллели. — (клочок 1552)

    С одной стороны, на глаза попала связка: "Дороги, дураки, Собянин". С дорогами ясно, с дураками понятно, с Собяниным — легко…

  • «Почему Чехия?» - 24 - финал. — (клочок 1546)

    Римская католическая церковь представлена в Брно костёлом Св. Якуба (или костёлом Св. Иакова). Он был сооружён в конце XIII века. Сначала его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments