razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1505)

Портретная галерея. Зал № 2

Портрет 6. Г.Т. КРУТИКОВ

Георгий Тихонович Крутиков (1899—1958) — архитектор, реставратор. Как известно, есть такая профессия — родину защищать.

Крутиков избрал своей основной профессией — охранять и защищать, бороться с неправедным разрушением памятников отечественной архитектуры. По большому счёту его позволительно назвать культурологом в области охраны архитектурных памятников.

Будущий создатель Инспекции охраны памятников, её первый председатель родился в семье законоучителя (преподавателя закона божьего) Воронежского реального училища. В годы учёбы в мужской гимназии серьёзно увлёкся рисованием. В 1919 году увлечение определяет его дальнейшую судьбу. Он становится организатором-инструктором в своём родном городе Вторых свободных государственных художественных мастерских* и одновременно заведующим подотделом ИЗО Губернского Отдела Народного Образования. В то послереволюционное время для 20-летнего юноши в подобной карьере нет ничего удивительного.

* Уже осенью 1920 года происходит слияние Первых (в Москве) и Вторых свободных государственных художественных мастерских: на их основе создаётся знаменитый ВХУТЕМАС, позже переименованный в Высший художественно-технический институт.

В 1922 году по путёвке профсоюза работников искусств он едет в Москву для продолжения образования и становится студентом Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа). В нём Крутиков занимался живописью, учился у авангардиста Казимира Малевича.

Через шесть лет, получая специальность архитектора-художника, он выставил листы студенческого дипломного проекта, тут же получившего название — «Летающий город». Казалось бы, всего-то работа выпускника художественного института. Однако одни разглядели в ней ни много ни мало «новое слово в науке». Это было уникальное исследование средств передвижения будущего, в основе которого лежал анализ работ Циолковского. Ещё не закончилась Гражданская война, а на ватманских листах Крутикова представлены люди будущего, которые выходят на балкон и видят звёзды и сияющую голубую планету под ногами. Они живут коммунами, парящими над Землей, вместе воспитывают детей, отдыхают в клубах, выходят на утреннюю гимнастику в просторные залы. Защита дипломной работы «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)» без пяти минут архитектора-художника стала знаковым явлением для русского архитектурного авангарда. Институтская научно-художественная предметная комиссия дала ей высокую оценку:

«Помимо больших способностей в проектировке, Крутиков обнаруживает задатки серьёзного исследователя вопросов научно-архитектурного порядка. <…> К своей дипломной работе Крутиков подошёл своеобразно — заглянул вперёд больше, чем это обыкновенно принято в вопросах планировки городов. Тем не менее если проблема в целом может быть разрешена в отдалённом будущем, то отдельные её элементы являются уже задачами сегодняшнего дня. Эти задачи можно было бы охарактеризовать как задачи оформления подвижной (в воздухе, воде и на земле) архитектуры… Проблемы связи архитектуры с живой жизнью, поставленные перед собой Крутиковым сознательно и чётко, нужно признать разрешёнными им талантливо».

Другие сочли проект провальным. Невероятный случай — отклик на студенческую работу появился в прессе: газета «Постройка» напечатала разгромную статью «Советские Жюль Верны. ВХУТЕМАС готовит строителей, а не фантазёров»:

«В числе очень бойких, развязанных и сногсшибательных проектов города представлен и проект «Летающего города». Проектами этими увешано несколько комнат. Все мы с удовольствием читали романы Жюль-Верна. И на наших же глазах все самые смелые из этих романов уже стали действительностью. Жизнь, конечно, обгоняет самые фантастические мечты. Но строится, развивается жизнь по законам и изобретениям техники, а не по сюжету романа Жюль-Верна. Верно, что вчерашняя фантазия романиста может стать и становится на завтра уже действительностью. Но фантазировать можно в романах. А если такого «романиста» пустить на строительство, то в результате получится действительно не постройка, а плохой приключенческий роман с... уголовным концом».

(Окончание следует)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Событие. — (клочок 1607)

    Вчера у нас произошло маленькое событие большого значения. Ваня сам прочитал первую свою книжку. Человечек он вполне самостоятельный. Про…

  • Ложь на каждом шагу. — (клочок 1606)

    Известная истина: чиновник шагу не сделает, не совравши. В воскресенье завершилась Всероссийская перепись населения. И сразу Росстат сделал…

  • «Я поведу тебя в музей…». — (клочок 1605)

    Нет, к Сергею Михалкову это не имеет отношение и к музею Ленина — тоже. Ваню привели в музей истории телефона. Есть, оказывается, такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments