Кремль — центрее некуда. Но это открыточный центр. Респектабельно-рекламный и потому как бы заезженный.
«Поведу тебя и покажу тоже центр, но… незнакомый тебе», — сказал я жене перед третьей прогулкой. После неё услышал от Гали: «По каким же дурацким улицам мы сегодня ходили!»
Какие это были улицы — рассказываю. Проведите прямую линию от площади Земляной вал (Садовое кольцо) до площади Разгуляй — правильно, старая Басманная улица, от которой отходят Токмаков и Гороховский переулки, последний продолжается Денисовский переулком. По большому счёту это район треугольника между метро Красные ворота, Курская и в отдалении Бауманская.
Почему меня понесло в эти места? Напомню свой Опус намбе… — (клочок 1499) — портрет 5. И.Е. БОНДАРЕНКО. В нём среди прочего шёл разговор о старообрядческих храмах (всего их было 12), возведённых архитектором на протяжении 10 лет (с 1906 по 1916 год). Самой яркой страницей этой стороны творчества Бондаренко был храм, выстроенный в Токмаковом переулке.
Именно там предстали основные приёмы его церковной архитектуры: образный лаконизм силуэта, использование традиционных луковичных глав и шатровых колоколен, подчёркнутое внимание к плоскости стены, расположение на ней окон с наличниками, ниш, панно, использование фасадной майолики, живописных вставок, непривычных для православного зодчества витражей в окнах и поблескивающих на солнце облицованных поверхностей (облицовка керамической плиткой: кабанчиком, который ранее никогда не применялся для храмовых построек).
Я вёл жену к церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы, старообрядческому храму в Токмаковом переулке. Правда,. первым мы увидели церковь Воскресения на Гороховом поле (1788—1793 годы), архитектор М.Ф.Казаков. В истории архитектуры имя не из последних.

Я эту церковь видел впервые. Ещё и потому, что непосредственно в этих околотках пребываю всего второй раз. Лет тридцать назад меня один автор пригласил к себе домой, а жил он в единственном на то время большом доме на Старой Басманной. Сейчас, идя по Токмакову переулку, мы увидели один новый большой супермаркет в большом новом здании и 12-этажный жилой дом, который один их местных жителей, с кем мне довелось в поисхах первого в Москве старообрядческого храма поговорить, назвал высоткой.
С его подсказки мы искомый храм нашли.
В 1931—1933 годах в церкви помещался детский театр, затем — библиотека, а после неё — завод. С 1960-х годов церковь занимал цех № 4 швейной фабрики «Космос». Здание храма приходило в упадок. Были сломаны главы церкви и колокольни, с последней снят колокол, а из рук ангелов вынута икона Спасителя. К западному порталу сделаны две загородившие обзор пристройки. В 1990 году внутри церкви находился штемпельно-гравировальный цех фабрики металлографии и штемпельно-гравировальных работ Главного управления по производству школьно-письменных принадлежностей Министерства местной промышленности РСФСР.
В 1992 году решением Президиума Моссовета № 84 храм поставлен на государственную охрану. Идёт реставрация, которая продолжается по сию пору., так как проводится исключительно на средства самой старообрядческой общины.
Подойти к храму близко я не смог. Сфотографировать умудрился с двух сторон. Какое-то строительное движение наблюдается. Так как храм имеет место быть, охрана памятника архитектуры государством осуществляется.

