razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1495)

Портрет 4. Н.Д. ВИНОГРАДОВ

Николай Дмитриевич Виноградов (1885—1980) — русский и советский архитектор, реставратор и фотограф — родился на Орловщине в семье земского фельдшера.

Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В годы Первой мировой войны, когда работал в земском строительном отряде в Пскове, у него проявился интерес к памятникам древнерусской архитектуры, фотографии которых заложили основу его фотоархива. В 1918 году был приглашён архитектором П.П. Малиновским в Наркомат имуществ республики и стал руководить там «Комиссией по охране памятников искусства и старины Моссовета».

Чтобы понять, кем он был и чем занимался в пору, когда довелось руководить и охранять, надо «перевести» эти понятия на язык тех лет. В первые годы Советской власти Виноградов был «лицом, ответственным за проведение в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды» — Декрета Советского правительства о памятниках Республики. Как в реальной жизни порой выглядела эта самая ответственность и активное участие в мероприятиях по охране памятников истории и культуры, станет ясно из эпизода, каковые в его жизни случались не единожды.

Постоянные конфликты, касающиеся сохранения и реставрации исторических памятников, заставляли много ездить по стране. В конкретных условиях советской безбожной эпохи действовать приходилось оперативно и для пущей убедительности максимально твёрдо, порой даже нахально. Как-то Виноградов узнал, что хотят снести деревянный собор в городе Кемь Архангельской области. Он тут же выехал туда. А дальше всё как в кино с трагикомическим сюжетом.

Добравшись до места, столичное «лицо, ответственное за проведение в жизнь» Декрета Советского правительства о памятниках Республики, увидело, как в свете факелов и прожекторов сразу к нескольким тракторам цепляют стальные тросы, закреплённые на уникальном храме, готовом к уничтожению. Виноградов достал мандат, выданный ему лично Лениным, и встал перед тракторами со словами: «Все предстанут перед революционным судом, если не выполнят приказа полпреда Ильича!» Подействовало, хотя в предъявленной Виноградовым маленькой зелёной книжечке были записаны совсем иные полномочия:

«Тов. Виноградов является ответственным лицом, а потому все, кто может быть полезен в его работах и в состоянии их выполнить, обязаны исполнять его просьбы, связанные со снятием памятников царей и их слуг, а также и по вопросам, связанным с постановкой памятников революционному народу и его героям. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин) 3/VIII 1918 г. № 2259. Совнарком. Кремль».

Эта незатейливая на вид история даёт повод вспомнить одну маленькую деталь. До революции тоже существовала Комиссия «по охране памятников». Новая власть аналогичную структуру сохранила, но переименовала её в Комиссию по «снятию и установке памятников». Впрочем, требуется пояснение. В своих отчётах сотрудники комиссии придерживались другой «терминологии»: они использовали выражение «по уничтожению памятников». Как заметил один наш современник, «в то время вещи называли своими именами».

Поэтому нет ничего странного в том, что среди дневниковых записей в найденной совершенно случайно в 2008 году части архива Виноградова можно прочитать:

«Не покончить ли со всей этой мукой разом, пустив пулю в лоб?»

Мало кто знает, что Николай Дмитриевич, в чьи должностные обязанности входили планирование и установка памятников великим революционерам всех времён и народов, имел прямое отношение к созданию мавзолея Ленина. На следующий день после смерти Владимира Ильича вышло Постановление об увековечивании памяти вождя и о строительстве на Красной площади мавзолея.

По совету Виноградова проектирование его поручили Щусеву. Прямо из Кремля Николай Дмитриевич отправился в мастерскую академика, вручил ему Постановление правительства и сообщил, что эскиз надобно представить в Совнарком на следующий день. Как это надо было воспринимать: как предложение, от которого нельзя отказаться, как приказ, подразумевающий невозможность каких бы то ни было возражений и даже рассуждений, как великую честь порученной работой вписать своё имя в историю? Трудно даже представить себя на месте Щусева в тот момент.


Со слов Николая Дмитриевича известно, что при всей многогранности проектного решения Щусева, ступенчатая форма усыпальницы вождя возникла не случайно. В 1918 году, когда отмечалась первая годовщина Октябрьской революции, братья Веснины, в работах которых отразилось появление новой архитектуры, отвечающей духу времени, спроектировали трибуну, обтянутую кумачом.

Они тогда установили трибуну именно на этом месте и по форме была она ступенчатой. От добра, как известно, добра не ищут. Тем более, что вариант был уже апробирован и благожелательно принят властью. Срок, отведённый на проект, не оставлял времени на раздумья. Вольно или невольно Алексей Викторович использовал идею молодых архитекторов и воплотил её на века в мавзолее Ленина. Так что братьев Весниных в определённой мере можно считать соавторами прославленного проекта.


Будучи специалистом по охране наследия, Виноградов сотрудничал с Щусевым, принимая участие в обосновании генерального плана «Новая Москва» (был инициатором выявления ценных деревянных зданий, что позволило организовать выставку «Уходящая деревянная Москва»). Собственно, с той поры дороги Щусева и Виноградова не то, чтобы нередко пересекались, они зачастую шли рядом.

(Окончание следует)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • «Почему Чехия?» - 9. — (клочок 1528)

    Пройдёт не столь много времени , и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».…

  • «Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

    В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments