razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Опус намбе… — (клочок 1494)

(Портрет 3. А.В. ЩУСЕВ)окончание


Перенос столицы России из Петрограда в Москву потребовал

разработки генерального плана «Новая Москва». Уже в 1918 году Щусеву поручают руководить созданием плана реконструкции столицы, и он приступает к проекту перепланировки Москвы. Первые эскизы свидетельствуют, что это была попытка создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада.

Из неё следовало, говоря языком специалистов, что проект был направлен на чёткое зонирование территории, сохранение исторического ядра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зелёных клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр.

Следует заметить, Московский Кремль Щусев предполагал использовать как музей. А административный центр он переносил на Петербургское шоссе на северо-западе Москвы (позже оно стало называться Ленинградским проспектом). При этом он стремился выявить лучшие старинные здания (его сотрудники работали в комиссии по охране памятников Моссовета). Другими словами, в конечном итоге неосуществившийся проект предполагал сохранение архитектурно-исторического наследия столицы. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б.М. Сакулина).

Так или иначе «Новая Москва» в своей направленности оказалась принципиально несхожей с генеральным планом реконструкции столицы 1935 года (однако странным образом в нём часто видят развитие идей Щусева). По этому генплану*, включающему в себя идею обводнения города каналами по примеру Ленинграда, административный центр жёстко накладывался на застройки старого города. И именно он стал основой для так называемой «сталинской» реконструкции столицы. В результате его реализации многие исторические здания и кварталы были снесены.

* Он был разработан под руководством архитекторов В.Н. Семёнова и С.Е. Чернышёва.

Если сравнивать эти два плана, то «сталинский» план реконструкции был больше близок к идеям, исходящим от французского классика архитектурного авангарда Ле Корбюзье, убеждённого конструктивиста, который всю жизнь восхищался планировкой американских городов. В 20-е годы он испугал советское правительство, предложив снести всю старую столицу до основания, чтобы освободить место для строительства совершенно нового города небоскрёбов. Этот гений архитектуры следовал своему афоризму: «Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей». Революционная Москва казалась ему идеальной строительной площадкой. Но не сложилось. Человек без предрассудков, позже он точно так же предлагал поступить и французам — снести старый Париж, а на его месте возвести новый, выдержанный в строгой геометрии город.

Вкусы Сталина возобладали. Поэтому нет ничего удивительного, что план Щусева был раскритикован. К счастью, для Алексея Викторовича негативная оценка результата его работы не обернулась суровыми последствиями: зодчий избежал репрессий. Хотя в 1937 году была организована его травля, связанная уже с авторством архитектурных решений при строительстве гостиницы «Москва». Итогом её стало исключение Щусева из Союза советских архитекторов. Тем не менее и в этот раз его, как можно было ожидать, не арестовывают.

Считается, что в обоих случаях Щусева спасло не то, что он был главным архитектором масштабной 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени Горького. И не то, что он был председателем Московского архитектурного общества. И не авторство целого ряда заметных архитектурных проектов: таких как здания Центрального телеграфа на Тверской улице, Наркомзема в Орликовом переулке (сейчас в нём министерство сельского хозяйства), Механического института на Большой Садовой, дома артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

Скорее всего своеобразной охранной грамотой для архитектора стал Мавзолей вождя революции на Красной площади. Первую врéменную постройку деревянного склепа он создал за считанные часы ко дню похорон Ленина. Затем пристроил к мавзолею-гробнице также в дереве две трибуны. Когда было принято решение о консервации тела Ленина, то возведение уже постоянной постройки тоже стало работой Щусева и развитием его же первоначального замысла.

В октябре 1930 года около кремлёвской стены на Красной площади появилось новое здание из железобетона, облицованное естественным гранитом и лабрадоритом. Что касается формы, тут целый веер суждений. По одной из версий, Щусев построил православный храм-часовню, символизирующий образ горы Голгофы. По другой, архитектор, всегда радевший за сохранение исторического наследия России, возвёл рядом с Кремлём копию ступенчатой пирамиды фараона Джосера и гробницы Кира Великого.

Почему именно форма языческой пирамиды показалась ему наиболее оптимальной для усыпальницы на древней площади древнего русского города — вопрос остаётся открытым. Впрочем, иные видят в мавзолее шумерские зиккураты или же сооружения древних ацтеков. Наконец есть мнение, что в форме, избранной Щусевым, можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. Есть чудаки, которые на всё это смотрят проще и видят сооружение, представляющее собой кубический объём с трёхступенчатым завершением. Да, оно напоминает древние формы, но выполнено в конструктивистском духе.


Так как генеральный план реконструкции 1935 года предполагал разрушение исторического центра златоглавой столицы, Щусев справедливо решил, что в этой ситуации очень пригодится музей архитектуры, который создаётся с его содействием и участием. Будучи руководителем архитектурной мастерской и не прекращая практическую работу, он становится директором Государственного музея русской архитектуры. В музей приходит сам по своей воле незаурядный человек, который мастерски соединял тончайшие историко-теоретические знания архитектуры с современным ему художественным языком.

Впрочем, Алексей Викторович славился не только профессиональным художественным языком, но и острым языком своих высказываний. Однако Щусев оказался понятливым мастером в окружении Сталина. Поэтому ему продолжали доверять важнейшие проекты, что называется знаковые для того времени.

Самой последней творческой работой (она завершится уже после его ухода из жизни) была реставрация и перестройка зданий НКВД на Лубянке. Про неё известен его неофициальный отзыв: «Попросили меня построить застенок, ну я и построил им застенок повеселее». Просил, как известно, Берия.
Щусеву приписывают афоризм: «Начальство требует пышности», многое объясняющий в тех или иных архитектурных решениях мастера.

Одной из дошедших до нас фраз, приписываемых ему, была такая: «Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь».

Что тут сказать? Такая уж это профессия, где личные качества творца, хочешь не хочешь, переплетаются с политикой, лестью власти и давлением с её стороны, выбором между принципами и беспринципностью, талантом и ревностью коллег, чередой случая и закономерности.

Сохранить себя в этих условиях — большой дар требуется. Именно к этой мысли подталкивает судьба Алексея Щусева.

Похоронен он на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник из красного гранита, выполненный скульптором С. Конёнковым и архитектором Е. Розановым.*

* В Москве в Гранатном переулке возле Центрального дома архитектора (ранее, с 1949 по 1992 год, это была улица, носившая имя зодчего) в 1980 году поставлен памятник «Алексею Викторовичу Щусеву — выдающемуся зодчему». Авторами проекта (бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте) являются скульптор И. Рукавишников и архитектор Б. Тхор. Ещё один памятник (бронзовый бюст на высоком круглом гранитном постаменте( установлен в 2013 году на Комсомольской площади на углу Казанского вокзала.. На нём укреплена табличка с надписью: «Архитектор Щусев Алексей Викторович. Автор здания Казанского вокзала». Монумент выполнен в той же стилистике, что и другие бюсты зодчих московских вокзалов — Фёдора Шехтеля у Ярославского и Константина Тона у Ленинградского.

(Далее будет портрет Н.Д. Виноградова)
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments