razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

Писательские байки-34. — (клочок 1448)

Как редактор сам я повторы в чужих рукописях чищу, но

в меру, сначала вникаю, нужен он, на мой взгляд, тут или нет. Потом выслушиваю автора, что он мне на сей счёт говорит. Я из тех редакторов, кто всегда с авторами «снимает вопросы». И лишь затем правлю или оставляю авторский вариант.

И как автор тоже себя чищу, но иной раз делаю повторы специально, иной раз даже текстовые повторы. У меня в романе-эссе «Париж… Москва…» есть короткий эпизод «Несостоявшийся праздник» (про историю моей первой публикации»). И этот случай фигурирует в тексте дважды. Замечу, подобных эпизодов в романе, кажется, три. Сделаны они умышленно, так как в финале романе есть объясняющая финальная сцена:

«— Что ты как о покойнике — «был». Всё обойдётся. Через десяток годков опять соберёмся — на его шестидесятилетие.
— Как в воду глядел, «жутко везёт на случаи». Потом опять скажет: «Ну, что я вам говорил?»
— Похоже, он и впрямь верит, что всё в его жизни — дело случая.
— Поверишь, доведись с тобой так вот, случай за случаем. Он, конечно, писатель, но ведь не выдумал, рассказывал то, что на самом деле было.
— На самом деле? А ты уверен, что именно так и было? Я некоторые его случаи слышу не первый раз. И каждый раз он рассказывает пусть немного, но по-другому.
— Интересно, что он будет говорить потом про сегодняшний случай.
— А какой такой сегодняшний случай? Ну, упал. В чём, собственно, случай? Я вообще думаю, чего он всё твердит «случай, случай». Случай, когда не он, а другие скажут «случай».

Поэтому дать как бы варианты «рассказов» героя я счёл необходимым. И я заранее знаю, кто-то заметит их и скажет: во, повтор, а кто-то заметит и подумает, и поймёт, почему и зачем эти повторы. Прав я или нет? Для тех, кто поймёт, я буду прав. А для иных — не знаю.

Кто-то назовёт это вкусовщиной, потому что, оказывается, «критериев» не существует. Есть какие-то понятия, но и они не константа. В каждом случае один в качестве редактора, другой, будучи автором, пробует изобрести эти самые «критерии». И в соответствии с ними избирает те, а не иные слова и расставляет их по своим местам, насыщает текст гениальными метафорами и восхитительными созвучиями, позволяющими прозе звучать не хуже поэзии, заставляя читателя размышлять на тему: откуда приходит или не появляется  у автора загадочное вдохновение.

Но одной своей убеждённостью мне хочется поделиться. Если вы хотите сделать ваше произведение пусть не идеальным, но лучше, займитесь всерьёз его саморедактурой. Не считайте потерей времени пройтись по тексту ещё и ещё раз. Поверьте, никогда профессиональные писатели не пишут книгу за один приём. Они принимаются за него второй раз, третий, пересматривая при этом не только самые сомнительные сцены, убирая найденные нестыковки (без них не обходится) и лишние подробности. А для того, чтобы читать рукопись так, как будто вы её до этого не видели, откладывайте её на некоторое время. Ей это будет только на пользу. Да-да, выражение «время лечит» имеет самое прямое отношение к рождению текста!
Tags: литучёба, личный опыт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments