razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Писательские байки-17. — (клочок 1428)

Распространено мнение,

будто литературный жанр есть некая целостная форма, которая позволяет говорить об устойчивом типе структуры и системы образных средств. Не случайно выдающийся филолог XX столетия М. Бахтин определял жанр как «твёрдые формы для отливки художественного опыта». В этом, на мой взгляд, точном определении есть одно слово, требующее отдельного комментария, — слово «твёрдые».

Надо иметь в виду, что твёрдость жанровой формы подразумевает всегда соотнесённость с конкретным произведением конкретного автора, а не литературой вообще. Ничего другого, твёрдого, точного, жёсткого, безоговорочного, в жанре не бывает. Почему? Потому что жанр, хотя его и называют культурным костяком, скелетом произведения, никак нельзя счесть застывшей формой. С течением времени жанр способен видоизменяться — эволюционировать.

В первом случае задачей автора является добиться наиболее полного соответствия своего произведения свойствам избранного жанра. Во втором случае оказывается, что писатель зашёл настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могут описать и обуздать литературную реальность. В результате рождается произведение, которое либо вписывается в традиционные каноны, либо свидетельствует о появлении в литературе новой формы. Её создатель, предлагая новый художественный взгляд на то, о чём он задумал поведать, с одной стороны, делает актуальной некую традиционную жанровую модель (нередко сказывается пристрастие к известному жанру), с другой, даёт импульс трансформациям.

Впрочем, не будем забывать об умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий. «Мёртвые души» Гоголя, «Война и мир» Л. Толстого — тому лучшее подтверждение. И вообще многовековой опыт литературы в области жанра позволяет сделать четыре очевидных вывода:

понятие жанра не ограничивается рамками художественной литературы: любой текст, как и любое речевое произведение, относится к тому или иному жанру;

даже если автор декларативно настроен «против жанра», это не отменяет жанрового измерения его произведения;

любое гениальное творение выходит за рамки одного жанра (точка зрения Льва Толстого, с которой трудно не согласиться);

без понимания жанра, в каком работа писателя увидела свет, невозможно понимание литературного произведения как художественного целого. И применительно к теме нашего разговора: только определившись, в каком жанре вы видите своё будущее произведение, вы вправе его начать.

Если с чем и сравнивать «технологию» написания литературного текста, то самое уместное — с созданием музыкального произведения. Садясь за роясь, композитор сочиняет ведь не просто музыку. Он сочиняет мелодию песни, этюд для начинающего пианиста, саундтрек, концерт для фортепиано с оркестром… И когда мы отправляемся на вечер исполнительницы романсов, мы знаем, что ни арию из оперы, ни композицию в стиле тяжёлого металла, ни марш «Прощание славянки» мы там не услышим. Разные это жанры. И сочиняющий музыку композитор изначально выстраивает ноты для произведения вполне конкретного жанра.

Точно так же поступает писатель, который сначала должен решить: в каком, собственно, жанре он намерен явить миру свой талант. Очередной (непраздный) вопрос: вы точно определились, в какие одежды «оденете» слова, независимо от того, будет их мало или много. Из-под вашего пера появится на свет сказка (для взрослых, для детей, к тому же с учётом ещё и возраста), сказочная рождественская история, фантастический рассказ, повествование в стиле фэнтези (какое именно: историческое, эпическое, ироническое, низкое, постмодернистское, эротическое, научное, героическое, тёмное, детское, славянское, техно фэнтези, христианское, городское, про которое известно, что 90 % всех книг этой разновидности жанра написано женщинами)?
Tags: литучёба, личный опыт
Subscribe

  • Опус намбе… — (клочок 1517)

    Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею) Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как…

  • Опус намбе… — (клочок 1516)

    Портретная галерея. Зал № 4 Портрет 10. ВАХТАНГ VI (БАГРАТИОНИ) Вахтанг VI (Багратиони) (1675—1737) — яркая личность в истории…

  • Опус намбе… — (клочок 1514)

    Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (окончание) После неудачи с реконструкцией Кремля дальнейшая жизнь Баженова складывалась не лучшим образом. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments