razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Писательские байки-13. — (клочок 1424)

Само сопоставление написания литературного произведения и строительства дома видится мне принципиально неверным. Почему?

По той причине, что строитель в отличие от писателя — фигура не самостоятельная. Он сооружает то, что ему спланировал архитектор, а тот в свою очередь зачастую исходит из пожеланий или порой жёстких требований заказчика. Захотел он дом из кирпича, архитектор возьмётся проектировать дом из кирпича. Отдаст предпочтение заказчик бревенчатому дому, бригада строителей именно такой станет сооружать. И этажность, и количество комнат, и где быть кухне, а где детской, и сколько туалетных помещений появится в новостройке — всё будет зависеть от задумок будущего хозяина дома и его жены (кстати, ещё один немаловажный участник строительства).

У писателя нет такого отягощения. Зачастую он сам выбирает о чём и о ком писать, в какой стилевой манере и в какой жанровой форме, для какой, как сегодня модно говорить, целевой аудитории и даже в определённой мере какого объёма будет повесть или роман. (Я оставляю в стороне случаи, когда автору-ремесленнику в издательстве определяют большинство из параметров будущего серийного издания.)

Сравнение с кинопроизводством ещё менее правомерно. Тут главное понять, что отличает написание, допустим, романа и киносценария. Хотя и тот, и другой пишется буковками. Я уже как-то писал на эту тему: то, что в собственной голове кажется очевидным для книги, таковым не является при визуализации, необходимость которой необходимо учитывать при написании киносценария. Роман всё же окончательный продукт, а киносценарий сугубо промежуточный. Роман пишут, и его же потом читают, а по киносценарию потом снимают фильм. Актёр не без помощи режиссёра ещё может изобразить лицо человека, на котором написано — убью, а писателю требуется это лицо изобразить словами. Это много сложнее. Поэтому драматургия пьесы, киносценария и романа очень даже разная в каждом жанре. Оттого зачастую по роману сценарий пишет совсем другой человек — сценарист, который выстраивает специфическую кинодраматургию. Можно взять томик, к примеру, Шукшина, перечитать, чтобы убедиться.

Для читателя любой эпизод, любая сцена, написанные писателем, означают именно то, что в них написано. (Если герой выхватил маузер, то он выхватил именно маузер, а не маленький браунинг.) Тогда как в самом коротком этюде для решения одной сцены киносценария у режиссёра есть столько вариантов, что устанешь перечислять. Поэтому на киноплощадке режиссёр, сошлюсь на опыт специалиста, думает «не о том, как устроить офигенный пролёт камеры по трассе, а как сделать так, чтобы этих технических наворотов зритель не заметил».

Сценарист может себе позволить думать приблизительно так: это режиссёр решит, здесь художник подскажет, а здесь консультант нужен. Но опять сошлюсь на специалиста:

«Никакого консультанта не будет. И времени на съёмочной площадке не будет. Что напишите, то и снимут. Только при удачном раскладе режиссёр на вопрос «а почему здесь лажа?» честно ответит: «Ну, такой у нас был сценарист».
Запомните: во всём, что получилось плохо, виноват всегда сценарист».

Вот тут уже очень схоже с литературой: во всём, что получилось плохо, виноват всегда писатель, не редактор, не корректор, не издатель — только писатель, если он написал «лажу».

В качестве примера: к любой поездке за рубеж я пишу «сценарий». Ну, а какое в итоге получится действие (фильм, пьеса), всегда непредсказуемо. Браунингов разных моделей в походной сумке и по карманам оказывается очень много. Ибо сам себе режиссёр, сам художник, сам консультант и литературный редактор, даже продюсер сам. Оттого и драматургия по ходу дела меняется в зависимости от погоды, настроения, самочувствия, элементарной усталости… И в итоге поездка всегда получается совсем не по сценарию. Хотя без него тоже нельзя.
Tags: личный опыт
Subscribe

  • Событие. — (клочок 1607)

    Вчера у нас произошло маленькое событие большого значения. Ваня сам прочитал первую свою книжку. Человечек он вполне самостоятельный. Про…

  • Ложь на каждом шагу. — (клочок 1606)

    Известная истина: чиновник шагу не сделает, не совравши. В воскресенье завершилась Всероссийская перепись населения. И сразу Росстат сделал…

  • «Я поведу тебя в музей…». — (клочок 1605)

    Нет, к Сергею Михалкову это не имеет отношение и к музею Ленина — тоже. Ваню привели в музей истории телефона. Есть, оказывается, такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments