?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Милейшая lazicka откликнулась на мой пост «Первые…»,

где я высказался о том, что «популярность — коварная штука», эмоциональной репликой: «Как говорится, "взоржала" )))».

И, прочитав её, я почему-то соотнёс эти слова со звучащими требованиями наших современников кардинально изменить программу школьного курса по родной литературе (русской).

Действительно, подумал я, давно пора вместо «Преступления и наказания» читать (проходить) в школе детектив Донцовой, а вместо «Капитанской дочки» про Петра Гринёва осваивать Бориса Акунина про Эраста Петровича Фандорина.

А что, разве не равноценная замена?!

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
lazicka
Sep. 18th, 2020 11:52 am (UTC)
Да, недавно в одном небезызвестном родительском сообществе ЖЖ обсуждалась "идеология материнства (отцовства)". Многие признались, что читают детям Маркса, Оруэлла и Кафку, а русские классики безнадёжно устарели...
razbol
Sep. 18th, 2020 11:09 pm (UTC)
"признались, что читают детям..." — то есть в том возрасте, когда дети ещё сами не читают?
lazicka
Sep. 19th, 2020 04:50 am (UTC)
Меня этот момент тоже озадачил, но мало ли... Есть рекомендации читать детям вслух и тогда, когда они уже научились сами.
razbol
Sep. 19th, 2020 07:09 am (UTC)
С одной стороны, возможный вариант: жена читала младшей дочке летом на даче "Войну и мир", чтобы ею были на каникулах "прочитаны" все четыре тома. С другой стороны, совершенно неудобоваримая каша из Маркса, Оруэлла и Кафки. Опять же в каком возрасте "детей и с какой целью. Это обратная сторона медали явления, когда очень "продвинутые" мамаши отказывают ребёнку в праве читать Мюнхаузена, так тот в одном из сюжетов убивает много медведей.
lazicka
Sep. 19th, 2020 07:55 am (UTC)
Или смотреть Машу и Медведя, потому что "а где родители девочки?" 🤭
razbol
Sep. 19th, 2020 08:29 am (UTC)
У мея складывает уверенность, что разговоры, что нами кто-то управляет, кодирует нас — лишь разхговоры. Мы сами себя кодируем до состояния шизофрении.
litota2312
Sep. 18th, 2020 01:00 pm (UTC)
Спросила своих пионЭров, кто читал Донцову. Слышали несколько человек. Не читал никто. Не самые неразвитые дети, кстати.)
razbol
Sep. 18th, 2020 11:13 pm (UTC)
У меня возник единственный вариант, что они читают лишь то, что под руку попадает. А Донцова каким-то образом умудрилась им на глаза не попасться. Но странно, так как у неё самые большие тиражи среди всех современных авторов. У вас там какой-то Бермудский треугольник.
litota2312
Sep. 19th, 2020 05:30 am (UTC)
Насмешили Бермудским треугольником.))
Мало вообще читают дети. Большинство дальше списка литературы на лето не идет.
В прошлом году у меня в классе (32 человека) "Войну и мир" прочитало всего( или целых?)пятеро школьников!Одна девочка из этих героев перечитала роман на два раза.
terra_ira
Sep. 19th, 2020 04:31 am (UTC)
Насчет классики, понапиханной в школьной программе, возражения довольно серьезные. Во-первых, ну не в таком же количестве... Во-вторых, классики не писали для детей. Все, что дети проходят, -- это произведения для взрослых. И что там может понять ребенок 13-ти лет? Вот читает он "Мцыри" в 13 лет, а преподает ему среднестатистическая Мариванна, а не лучшие учителя лучших гимназий. Что современный ребенок там поймет? Почему нельзя вместо "Мцыри" Роулинг?

Все должно быть сбалансировано: и классика, и современное. Начать с "Капдочки" 8 класс, чтобы классика была, а потом почитать что-то современное, детям доступное.
Никто не предлагает "чтиво" типа Донцовой. Но Крапивин понятнее и больше зацепит, чем бесконечные Пушкин-Ломоносов-Державин-Паустовский каждый год в разной последовательности.
razbol
Sep. 19th, 2020 07:35 am (UTC)
Я допускаю, что розовые сопли Крапивина доступнее Пушкина. Они так напоминают современные киномелодрамы на канале "Россия 1", адресованные взрослым.
Почему нельзя вместо "Мцыри" Роулинг? Потому что школьный курс отечественной литературы, а не чтения зарубежных текстов.
Не писали для детей — так ведь м развитие людей (в том числе детей) в начале 19 века было совсем иным. Странно сравнивать неграмотного ребёнка крепостной семьи и современного ребёнка.
terra_ira
Sep. 19th, 2020 08:55 am (UTC)
Во-первых, у нас предмет называется «литература», а не «русская литература». И там есть Мольер, Шекспир и Бредбери, правда, в небольшом объеме. Во-вторых, я не поняла, причем тут крестьянские дети. Им вообще курса литуратуры в 19 веке не преподавали. Даже в яснополянской школе. Если Крапивин ребенка пристрастит в чтению, пусть читает Крапивина. Роулинг быстреее поможет научить читать и понимать текст, чем архаичный Фонвизин. Я говорю об этом как учитель, а не как зритель. Современные дети живут в сети, в мессенджерах, для них первичен видеоряд. С ними вообще надо иначе работать, чтобы заинтересовать их чтением.
razbol
Sep. 19th, 2020 09:34 am (UTC)
На сегодняшний день школьный курс имеет название "Родная литература (русская)", и её программа следует задаче изучать историю этой литературы. Это если быть точным. У школьного курса нет задачи, как Вы пишете, научить читать. Заинтересовывают чтением в детском саду и в начальной школе, а ещё в семье, и нормальные родители не отдают это на откуп помойке Интернета.
Так поэтому Пушкин, когда писал "Сказку о царе Салтане...", не адресовал её никоим образом детям, как, впрочем, и "Сказку о золотой рыбке".
Я очень не хотел бы, чтобы дети читали Крапивина, о чём написал давным-давно в большой статье, посвящённой Крапивину, и опубликовал сначала в журнале "Урал", а потом в своей книге "Поговорим..." (статью можно найти в Интернете), потому что он писал плохую прозу, а другую не умел.
terra_ira
Sep. 19th, 2020 01:15 pm (UTC)
Ссылку, пожалуйста, дайте на название школьного курса данного предмета по ФГОС ООО или СОО.
razbol
Sep. 19th, 2020 02:02 pm (UTC)
Странно думать, что я подобные документы держу у себя на столе. Я их не держал дома, даже когда работал инспектором школ облоно - хватало директив и на работе.
Можно просто набрать в интернете "программа курса средней школы по родной литературе (русская) для любого класса. И получите, к примеру: "Название курса Родная (русская) литература Класс 9 Количество часов 34 Составитель Перепелова Л.А. Рабочая программа "Родная (русская) литература" 9 класс. рабочая программа по литературе (9 класс). Опубликовано 14.07.2019.
Есть ещё подобная программа на 35 часов. Я не занимался сравнением, какая между ними разница.
Так как жена зам. директора школы, то знаю всё это напрямую.
Единственное, где фигурирует просто слово "Литература", — это обложка школьного учебника. Но обложка ничего, собственно, не значит.
terra_ira
Sep. 19th, 2020 04:24 pm (UTC)
Сожалею, но Вы не правы.
Курс "Родная литература", составляющий 34 часа, был введен в 2018 году в дополнение к основному курсу ЛИТЕРАТУРЫ. Этот курс с местным компонентом. Ученики орловщины изучают родных орловских писателей и тех русских писателей, которых порекомендует местный отдел образования. Ученики Татарстана -- татарских писателей.
https://kiro46.ru/docs/26022019.pdf
Курс ЛИТЕРАТУРЫ предметной области ФИЛОЛОГИЯ назвается "Литература". Он включает русскую литературу, зарубежку и фольклор. И составляет 3 часа в неделю (102 ч. в год).
Вот рабочие программы этого базового курса: https://www.academia-moscow.ru/off-line/free/101113959/101113959.pdf
https://prosv.ru/_data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf
Спросите у супруги -- она подтвердит.

Если Вам интересно, мои восьмиклассники, по результатам опроса, который я проводила в конце года (не прошлого, а позапрошлого) как наиболее интересное произведение, изученное за год, назвали роман Голдинга "Повелитель мух". А вовсе не Капдочку или "Мцыри". Может быть, стоит посмотреть, что именно читает молодое поколение и каковы его потребности, а не подходить к нему с готовыми рецептами?
razbol
Sep. 19th, 2020 09:08 pm (UTC)
Частично правы Вы, но мы ведь говорили прежде всего о том, какие произведения фигурируют на уроках в школе. А фигурируют именно те, что отвечают основной задаче: постижение учащимися вершинных произведений, а не тех, какие нравится читать школьникам. Если следовать их желаниям, боюсь, можно услышать (что очень часто и встречаем), что они вообще читать не любят. Это ведь касается всех учебных дисциплин: и математики, и биологии, и физики...
terra_ira
Sep. 19th, 2020 09:15 pm (UTC)
Задачи ФГОС ставит иные. Это же компетентостно-деятельностный подход. И пока что списка литературы, то есть элементов содержания, в нем нет.
razbol
Sep. 19th, 2020 09:35 pm (UTC)
О Федеральных государственных образовательных стандартах мне менее всего хотелось бы говорить за полным отсутствием симпатий к ним.
terra_ira
Sep. 19th, 2020 09:42 pm (UTC)
Да? А мы вот работаем по ним... симпатий к ним тоже не имеем, но и к старой системе образования тоже никаких нет. Единственное, что есть, - бюрократически-управленческий диктат. Который мешает и душит не только преподавание любой дисциплины, но и вообще все живое и разумное, что есть.
razbol
Sep. 20th, 2020 12:32 am (UTC)
Тут я с Вами согласен полностью!
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner