razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

Всего лишь деталь. — (клочок 1382)

Пришло долгожданное письмо из Петербурга.

Накануне карантина (кто ж знал, что его повсеместно объявят) я послал по электронке письмо зам. директора по науке «Русского музея» с просьбой связать меня с зав. Отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв Г.Н. Голдовским для консультации по вопросу, который у меня возник при написании книги «Графиня Самойлова». Но, видимо, она почту всё время карантина не открывала, боясь заразиться. Открыла лишь когда вышла на работу. Тогда просьбу мою Голдовскому передала, и тот сразу откликнулся: прислал свой электронный адрес. Я ему задал свой вопрос.

Григорий Наумович, премного благодарен за присланный адрес.
Счёл, что лучшего консультанта мне не сыскать. И хотя я бываю в Петербурге, не хотел затягивать время, чтобы получить ответы на свои вопросы. Они появились у меня в процессе работы над книгой в жанре ЖЗЛ «Графиня Самойлова».
Если конкретно, то среди портретов Ю.П. Самойловой в публикациях о ней постоянно фигурирует картина художника П.В. Басина, которая, заверяют все, встречала гостей Графской Славянки. Каждое слово при этом выглядит исключительно правдоподобно. Мол, на память о жизни Юлии в Славянке художник Пётр Басин, приятель Брюллова, в 1839 году изобразил её в парадной зале любимого имения. И выглядит-то графиня Самойлова на холсте грустной и задумчивой (ещё бы, если вспомнить события того года). И даже присутствует отсылка, что сегодня портрет находится в коллекции Русского музея.
Пишут о басинском портрете даже в диссертационных работах. Обычно, что называется, через запятую (и в прямом, и в переносном смысле) сообщается, что художник русской академической школы середины XIX века преподавал в Академии художеств, успешно занимался этой деятельностью почти 40 лет, регулярно получая ордена и очередной чин. Вышел в отставку заслуженным профессором I степени по живописи, хотя ничего яркого, выдающегося за свои годы он не создал. Написал несколько неплохих портретов: рано умершей жены О.В. Басиной (1838), Ю.П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (сер. 1850-х).
Писать-то пишут, но… в Русском музее, как мне представляется, портрета Ю.П. Самойловой кисти Басина нет. Это раз. Тексты, где встречается упоминание об этом портрете, их авторы изображением самого портрета не сопровождают. Это два. И третье — в Интернете иллюстрацию портрета иногда встретить можно, однако, Юлию Павловну на нём не увидишь, потому что это… портрет С.С. Бибиковой. Софья Сергеевна (урожд. Кушникова) — жена Дмитрия Гавриловича Бибикова, в те годы Подольского и Волынского генерал губернатора, позже, в 1852 году, ставшего министром внутренних дел Российской империи. Когда и как молва превратила её портрет в портрет Ю.П. Самойловой, одному богу известно. Если не ошибаюсь, нынешнее местонахождение картины с изображением С.С. Бибиковой — Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Вот у меня и нижайшая к Вам просьба ответить: есть ли в Русском музее портрет Ю.П. Самойловой кисти художника П.В. Басина и существует ли вообще в природе портрет Ю.П. Самойловой, написанный П.В. Басиным?

Как я наперекор всем ранее писавшим об этом портрете, в том числе искусствоведам, пришёл к выводу, что такого портрета не было, это особый разговор. Но в своём тексте я уже исходил из того, что разговоры о таком портрете — это, говоря сегодняшним языком, фейк, утвердившийся в сознании всех. И вот приходит письмо от Голдовского, который сообщает:

Портрета Ю. П. Самойловой кисти П. В. Басина в Русском музее нет. По давней традиции в разных публикациях таковым считался упомянутый Вами Басинский портрет Софьи Сергеевны Бибиковой (урожд. Кушниковой). Он и воспроизводится во многих изданиях как портрет Самойловой. Скорей всего это атрибуционное измышление М. М. Раковой в статье 1966 года "Брюллов-портретист" Правильное имя модели возвращено в каталоге Национального художественного музея республики Беларусь (1995 год, т. 1, с. 40-42). Портрет (248,5Х140) подписан и датирован "Басин' 1839".Я ещё подумаю про истоки ошибочного определения портрета и, если припомню что-то ещё, непременно Вас извещу!

Такие вот писательские будни. Чертовски приятно стало, что я оказался прав.
Tags: творчество, текущее
Subscribe

  • Опус намбе… — (клочок 1517)

    Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею) Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как…

  • Опус намбе… — (клочок 1516)

    Портретная галерея. Зал № 4 Портрет 10. ВАХТАНГ VI (БАГРАТИОНИ) Вахтанг VI (Багратиони) (1675—1737) — яркая личность в истории…

  • Опус намбе… — (клочок 1514)

    Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (окончание) После неудачи с реконструкцией Кремля дальнейшая жизнь Баженова складывалась не лучшим образом. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments