razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Хотя фамилия не самая распространённая. — (клочок 1326)

С судьбой «Последнего дня Помпеи» связана ещё одна история, мимо которой я не посмел пройти мимо.

Собственно широкую известность в России К.П. Брюллов получил благодаря большой литографии с картины. Потому что, понятно, сколько людей могли увидеть оригинал «Последнего дня Помпеи», выставленный в столице. И здесь Брюллову повезло. Впрочем, любителям живописи повезло не меньше. Литография отличалась замечательною верностью в передаче оригинала. Современники объясняли это тем, что автор литографии создавал свой рисунок в 1839 году непосредственно в Эрмитаже, где картина была выставлена. И к нему часто заходил сам Брюллов, поправлял его рисунок, даже рисовал целые головы.

Профессия литографа в художественном мире во все времена не была очень распространённой, престижной. Причин было несколько: занятие литографией было чрезвычайно трудоёмким, вредным для здоровья, к тому же процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Говорят, когда-то у ряда художников эта техника была популярна. Обычно почитатели выстраивают ряд звучных имён: Эжен Делакруа, Оноре Домье, Анри Матисс, Альфонс Муха, Пабло Пикассо, Пьер-Огюст Ренуар, Дмитрий Митрохин, Евгений Кибрик, Валентин Серов, Георгий Верейский, Анри де Тулуз-Лотрек, Марк Шагал, Сальвадор Дали. Однако сейчас, в век 3D-принтеров и виртуальной реальности такая техника практически исчезла.

Она появилась в то время и потому, что позволяла делать сравнительно недорогие цветные рисунки. Отсюда и популярность. Вначале литография использовалась для воспроизведения цветных книжных иллюстраций. Ибо резцовая гравюра на меди или дереве была ну, уж очень трудоёмка, редко кто из художников гравировал сам.
В России литографии начали появляться с 1813 года. Их суть заключена в самом названии — с греческого она переводится как «рисую на камне». Принцип работы легко понять: так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати», при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. У этой техники есть две особенности. Во-первых, большие возможности в передачи фактуры и других выразительных художественных средств. Во-вторых, каждый оттиск считается оригиналом, обладает художественной ценностью и является авторской работой. Поэтому всегда известен автор литографии.

Автором литографии картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (она теперь считается большою редкостью) был Пётр Иванович Разумихин. Сразу скажу, что рисовальщик, литограф, портретист, пейзажист — всего лишь однофамилец автора этих строк. Как я понимаю, вникнув в ситуацию, родственных отношений между нами, даже отдалённых, не наблюдается. Хотя фамилия у нас не самая и распространённая.

Пётр Иванович жил недолго: с 1812 по 1848 год. Сын учителя русского уездного училища в Ревеле. Считался хорошим и известным литографом.
Известны его литографированные портреты: княгини З.А. Волконской (с оригинала К. Брюллова), князя С.С. Гагарина, графа С.Ф. Апраксина, графа A.Хр. Бенкендорфа (С живописного оригинала П.Н. Орлова), графа В.В. Орлова-Денисова, барона К. Притвица, воспитателя цесаревича Александра (будущего императора Александра II) К.К. Мердера, хирурга академика И.Ф. Буша, генерал-майора Л.А. Симанского, художника-живописца Г.И. Угрюмова, сенатора А.З. Хитрово, и «Автопортрет К.П. Брюллова» (с рисунка К.П. Брюллова 1830-х гг.) и другие.

Он литографировал листы для изданий «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах» по рисункам Б. Чорикова, «Атлас к путевым запискам Давыдова по Ионическим островам Греции, Малой Азии и Турции», «Живописная Россия» В. Филимонова и другим. Между прочим, есть рисунок Разумихина «Памятник Александру I», который литографирован академиком перспективной живописи К.П. Беггровым (1839).

Так что атмосфера, складывавшаяся вокруг картины Карла Брюллова, позволяет в определённой мере увидеть художественную конструкцию времени, в которой язык живописи находил отклики в критике, поэзии, драматургии, прозе и  параллельно в литографии.
Tags: творчество, текущее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments