razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Category:

Зинаида Волконская-15. — (клочок 1309)

После этого она уже не смогла вернуться в Россию.

Тут и ответ на вопрос: почему благие во всех смыслах начинания княгини Волконской отвергались, что называется, с порога? Разговоры о симпатиях Зинаиды Александровны к католической церкви начались давно. Гуляли слухи, что она ещё до Москвы, живя некоторое время в столице, стала прихожанкой базилики св. Екатерины Александрийской — римско-католической церкви на Невском проспекте. Ожидать, что в этой ситуации власти каким-то образом пойдут навстречу предложениям княгини, не приходилось. Потому что отступничество от православия воспринималось Николаем I как измена родине, и он довольно жёстко относился к неофитам*.

* Неофит — новый приверженец (новообращённый) какой-нибудь религии.

Куда удачнее московских была судьба её римских проектов. Портрет «русской римлянки» и ревностной католички Зинаиды Волконской будет не полон, если не сказать, что, прожив в Риме до 72-х лет, она открыла там несколько школ. В основу обучения и воспитания в них было положено моральное совершенствование, смирение, послушание и приобретение профессиональных знаний. Систему обучения разрабатывала сама княгиня.

И всё же наибольшее доверие вызывает версия, что католичество княгиня приняла в Италии в 1833 году после тяжёлой болезни, давшей о себе знать годом ранее. Переход в католичество, думается, был обусловлен не только психологическим. своеобразием личности, но и особенностями биографии Волконской. Всё же родилась она в Турине.

В 1834 году, завершив службу и выйдя в отставку, тайный советник князь Никита Григорьевич Волконский приехал в Италию и там остался, через некоторое время тоже приняв католичество. Согласно действовавшему в России указу Николая I, всё имущество неофитов-католиков подлежало конфискации, поэтому Волконской, чтобы не потерять единственный источник существования пришлось переписать свои владения на имя сына. Остался князь Александр Никитич православным по убеждениям или по материальным соображениям, никто не знает.

Вместе с Зинаидой Волконской в Риме жили и княгиня Софья Григорьевна Волконская со своей дочерью. После ссылки её брата в Сибирь она тоже эмигрировала из России. Усыновлённый Зинаидой подобранный ею в 1815 году на улице в Лондоне мальчик-сирота Владимир Павей (фамилия от французского pave, т. е. мостовая) все годы рос и воспитывался в доме княгини, был товарищем её сыну, получил основательное образование. Он обладал практической сметкой и выполнял у Зинаиды Александровны роль своего рода управляющего делами. В начале 30-х годов руководил работами по перестройке её виллы. Несколько раз ездил в Россию, инспектируя имения княгини, переписанные на имя сына. Позднее, известно, приёмный сын Волконской — кавалер Павей — служил в папской гвардии.

В 1844 году умер Никита Григорьевич Волконский, Зинаида Александровна пережила его на 18 лет. Болезнь всё же подкосила её настолько, что слухи, сопровождавшие княгиню всю жизнь, буквально до последнего дня, стали поистине фантастическими. Судачили, что одна из самых блестящих женщин пушкинской эпохи, некогда красавица, светская львица, Зинаида Волконская дала обет нищеты. Одни видели в ней эксцентричную ханжу, другие — истинную католичку и называли святой. Хотя, конечно, для неё последние годы оказались не лучшим периодом жизни, которая, так сложилось, была у неё одновременно и прекрасной, и трагичной. Один знакомый, учёный, поэт Степен Джунковский, посетивший её в Риме, писал:

«Незадолго до смерти я видел её в Риме. Несмотря на своё истинно христианское смирение, она жаловалась... на обманы. Прелаты и монахи её разорили в пух. Викариат Рима обобрал её образа за мнимые чудеса, приписываемые им её прислугою; её дом, всё её собственное имущество, даже склеп, где лежало тело её мужа, проданы за долги».

Князь Сергей Волконский написал в своих воспоминаниях:

«...Она делала много добра; беднота римская её боготворила. Она умерла от простуды, после того как под воротами в холодное зимнее утро сняла тёплую юбку, чтобы отдать бедной женщине. Последние её годы были отданы делам веры и благотворительности... В Риме не запомнят такого стечения бедноты, как на её похоронах*».

* Похоронена Волконская была в церкви Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi, в первой капелле справа. Церковь расположена на той же площади, что и фонтан «Треви». Часовня в церкви: справа виднеется надгробная плита с именами княгини Зинаиды Волконской, её сестры Марии Александровны Власовой (она умерла в 1857 г.) и её мужа — князя Никиты Григорьевича Волконского, брата декабриста. Однако туристам, бывающим в Риме, следует знать, что праха Волконских и Власовой в церкви сейчас нет. В середине XX века по поручению Департамента Министерства внутренних дел из санитарных соображений все останки более или менее знаменитых личностей были перенесены из церквей исторического центра на римское кладбище Кампо Верано и погребены в общей могиле. Но надгробные плиты в церквях остались.

(Конец главы)
Tags: творчество, текущее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments