razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Зинаида Волконская-14. — (клочок 1308)

Впрочем, живя в Италии, Зинаида Волконская не прерывала связи с Россией.

Она печаталась в русской периодике: в «Северных цветах» в 1832 году, который Пушкин издал в пользу вдовы поэта Дельвига и его братьев, были напечатаны два стихотворения Волконской («Моей звезде» и «Надгробная песнь славянского гусляра» из её исторической поэмы «Ольга»).

Вскоре она, как и в Москве, устроила литературный и музыкальный салон, в котором на вечера, знаменитые «четверги», собирались и принимали участие, можно сказать, все известные артисты, приезжавшие в Рим. В числе наиболее частых посетителей этих вечеров и частыми гостями на вилле были скульпторы Б. Торвальдсен и С. Гальберг, писатели Стендаль, Вальтер Скотт, Ф. Купер, живописец В. Камуччини и, конечно, русские художники, композиторы, литераторы: Жуковский, Вяземский, А. Тургенев, К. и А. Брюлловы, А. Иванов, К. Тон, О. Кипренский, С. Щедрин, Ф. Бруни (влюблённый в хозяйку живописец изобразил её на своей картине «Милосердие»), Гоголь (у него со стороны сада в древней стене на вилле был любимый тенистый грот, в котором в жаркие часы он любил сидеть).

В октябре 1830 года во время своего путешествия по Италии с княгиней Волконской познакомился М.И. Глинка «В то время жила там княгиня Зинаида Волконская, — можно прочитать в «Записках» Михаила Ивановича, — в качестве наставника при сыне* её был Шевырёв, известный теперь профессор Московского университета, с которым я познакомился в 1828 году в Москве. <…> Он, в продолжение моего пребывания в Риме, был моим cicerone* и показал мне все достопримечательности с объяснениями».

* Александр Никитич Волконский — сын Зинаиды Александровны, стал известным дипломатом, коллекционером и писателем, издал исторический труд «Рим и Италия средних и новейших времён», а также сочинения своей матери на русском и французском языках. От брака с баронессой Луизой Леопольдовной фон Лилиен имел дочь, названную в честь матери Зинаидой (тем самым ставшую её полной тёзкой, Зинаидой Александровной Волконской). Затем супруги Волконские удочерили дочь дальнего родственника Волконских, управителя их имения Урусово Василия Васильевича Ильина Надежду, которая была утверждена в правах состояния. Впоследствии вышла замуж за итальянца маркиза В.Ф. Кампанари. (Порой ошибочно пишется, будто удочерила её сама З.А. Волконская, мать Александра Никитича.)
** Cicerone (итал.) — проводник.

На своей вилле Волконская создала «Аллею воспоминаний», где поставила памятники своим друзьям. М. Погодин, посетивший Рим, записал в «Дорожном дневнике»:

«Всего более меня умилил её садик, посвящённый воспоминаниям. Там под сению кипариса стоит урна в память о нашем незабвенном Дмитрии Веневитином <…> Есть древний обломок, посвящённый Карамзину, другой Пушкину».

Изначально Зинаида Александровна не рассматривала переселение в Италию как окончательное. У неё были большие планы, как сегодня сказали бы, несколько российских проектов. Ещё в 1831 году княгиня задумывает создать Эстетический музей при Московском университете. В том же году в московском журнале «Телескоп» был опубликован проект создания музея. Составленный по инициативе княгини С.П. Шевырёвым и М.П. Погодиным, он был подписан З.А. Волконской, которая намеревалась на свои средства заказать слепки античных скульптур в Италии, где она жила. Но проект не был принят*.

* Музей, задуманный Волконской, был создан в Москве только в 1912 году под руководством профессора И.В. Цветаева — отца Марины Цветаевой, и носит ныне название Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

А несколько ранее, в последние годы жизни в Москве, она вела интенсивную переписку с европейскими учёными по поводу задуманного ею общества «Патриотическая беседа». Главную цель общества княгиня видела в том, чтобы «знакомить Западную Европу с достопримечательностями нашего Отечества, собирать сведения о русских древностях всякого рода и доставлять пособия к сочинению и напечатанию достойных уважения творений касательно русской истории, археологии, древней географии, филологии славянских и других племён…» Однако и этот проект был отвергнут.

Но она всё-таки ещё трижды ездила на родину — в 1836, 1838 и 1840 годах. О последнем её приезде известно из дневника племянника княгини П.Д. Дурново:

«Её терзают теперь, в связи с переменой религии, и Синод хочет заключить её в монастырь».

(Окончание следует)
Tags: творчество, текущее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments