razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Занятный «разбор» - 4. — (клочок 1281)

Среди причин, по которым была задумана

первая железная дорога, можно назвать разумное желание сделать более удобными поездки в это место. Удобными для кого? Железная дорога должна была «содействовать к удовольствию и поддержанию здоровья столичных зрителей». Заметьте, «зрителей», которые приезжали сюда не на поклон к царю-батюшке и не по делам, а исключительно получить удовольствие, развлечься.

Железнодорожного вокзала ещё и в проекте нет, а очень схожее слово «воксал» уже в обиходе жителей северной столицы. Слово не русского происхождения, а английского. В словаре английского языка «Vauxhall» («Воксолл») означает увеселительное место близ Лондона. Такие «воксоллы» получили тогда распространение не только в Англии. Появился свой «воксал» и в России.

Первый из них обрёл место в Павловске. Он и замышлялся сборным местом для столичных жителей, которые летом и зимой, погуляв несколько часов по Павловскому парку, совместив прогулку с играми, «танцами, маскарадами и другими собраниями» на свежем воздухе, затем могли подкрепиться в роскошном ресторане. Праздники с фейерверками сменялись балами «без особой платы за вход».

Скоро в добавление к этому в районе Большой звезды в Павловском парке соорудят ещё одну достопримечательность — концертное здание с рестораном. Прекрасный павильон открыл свои двери для публики почти одновременной с пуском железной дороги. Постепенно вошло в традицию приглашать туда для выступлений симфонические оркестры и певцов. Но это будет чуть позже. Самым первым коллективом, давшим концерт в так называемом Музыкальном воксале, были цыгане. В здании воксала не было эстрады для оркестра, музыканты играли в зале среди столов, на хорах или в саду, где сооружалась временная эстрада.

Собственно железная дорога началась с того, что великий князь Михаил Павлович (владелец земли Павловска), подчинившись указанию Николая I, дал разрешение в Павловском парке прорубить просеку шириной 8,5 метров для прокладки двухпутки. Почти год по этой дороге ходила конка — запряжённые лошадьми вагончики, двигающиеся по рельсам. Этот «обоз» из Павловска отправлялся от длинной крытой галереи с платформой. Никто его тогда вокзалом не называл.

Первый в России паровоз пустил дым здесь в ноябре 1836 года. Он стал бегать на участке между Павловском и Царским Селом. Регулярное движение на линии Санкт-ПетербургПавловск было открыто лишь 22 мая 1838 года. «Воксал» продолжал существовать, «вокзала» ещё не было. Подтверждением этому служит справочник «Весь Петербург в кармане», изданный в 1851 году. В нём есть Царскосельская железная дорога и Петербургская железная дорога, но вместо привычных нашему уху и глазу «вокзалов» используется только слово «станция».

И лишь в период между 1851-м и 1891 годом русский лексикон обогатился словом «вокзал». Оно зафиксировано академическим «Словарём русского языка». Приведено слово «Вокзал (англ. Vauxhall)», имеющее два значения:

«Место публичных увеселений.

Путевой двор, дебаркадер, строение, где собираются пассажиры для отъезда».

Путевой двор — это как раз площадка для отстоя лошадей, карет, а зимой — саней. Нынешняя парковка — мы ведь и сейчас говорим: «Автовокзал», подразумевая вокзал для определённого типа транспорта. Просто ранее машин и автобусов не было, их заменяли кареты и сани. Прагматичные россияне лишь слегка переиначили английский «воксал» в более благозвучное для нас «вокзал», совместив в этом слове оба значения.

Так Музыкальный «воксал» превратился в Музыкальный вокзал, железнодорожная станция, пришедшая на смену площадки, где «парковались» кареты, тоже превратилась в современный вокзал — место, где состав делает остановку и есть помещение для отдыха пассажиров.

Теперь, надеюсь, понятно, на каком «вокзале в Павловске» появилась графиня Самойлова, когда её увидел Пётр Соколов. Много позже, вспоминая этот эпизод, он всего лишь употребил современное слово, а не устаревшие к тому времени его форму и значение. Железнодорожных ни вокзала, ни даже станции в момент их встречи ещё в природе не было.

(Окончание фрагмента)

Tags: творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments