?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Параллель. (клочок 1256)

Как-то мне встретилось небезынтересное суждение, что, Александр I («Господин и Бог») не зря носил прозвище «русский Диоклетиан».


Оно было дано ему за то, что, будучи монархом просвещённым, он считал хорошим тоном устраивать выгодные партии отставным любовницам. Тут Александр I не был оригинален. Так поступали многие венценосные особы до него и не меньше после него.

По истечении нескольких лет император высказал намерение окончательно распроститься с Юлией. Некогда он между прочим сказал матушке, что хочет чаще видеть во дворце прекрасную Юлию, «маленькую Скавронскую». Теперь столь же отстранённо заметил маменьке, что судьбу «маленькой Скавронской» пора наконец устроить. Государя можно понять: желаемое наш Благословенный за семь минувших лет получил. Сполна. Меж тем возраст Юлии в 1825 году достиг если не критической отметки, но стал уже настораживающим.

Казалось бы, двадцатидвухлетняя фрейлина Юлия Пален, пусть даже в то время заслуживающая оценки «перестарок», могла считаться первейшей невестой — красоты она была необыкновенной: «Красива, умна, прелестна, обворожительно любезна». Слóва «сексуальна» современники не знали и только поэтому никто из них в её адрес его не употребил. Однако для сегодняшнего читателя оно по праву может быть поставлено на первое место среди её достоинств.

Фрейлинская судьба и прекрасная, и ужасная одновременно, и очень зависимая. С одной стороны, очень удобно, когда за тебя уже всё решили и расписан каждый твой день. Когда с раннего утра тебя уже ждёт карета у подъезда, чтобы везти туда, куда «позовут».

С другой стороны, ты нисколько не принадлежишь самой себе. В какой-то мере фрейлину можно сравнить с актрисой крепостного театра. Крепостные частные дворянские театры – исконно русское изобретение. Там полновластным хозяином был помещик, от прихоти которого зависело и распределение ролей, и сам репертуар, и сценические костюмы, и даже режиссёрские решения спектаклей.

Вот и фрейлины волей-неволей становились участницами придворных игр, проводимых в царских дворцах для услады и развлечения государя и его великосветского окружения. Важно понять, что развлечение здесь следует понимать в очень широком смысле. Но, как и у крепостных актрис, у фрейлин это зависело от прихоти императора.

Приносило ли счастье крепостной актрисе её пребывание в театре своего барина? Тут всё зависело от характера и нрава помещика. Известно, что многие хозяева крепостных театров развлекались не только зрелищными комическими операми, комедиями, операми и балетами, но и прелестными крепостными актрисами.

Так что сравнение положения крепостной актрисы и фрейлины вполне уместно. Как и присутствие непременной общности: и от одной, и от другой при зачислении в штат требовалась обязательная девственность. А в возрасте 22—25-ти лет, крайний срок, и барин — актрису, и государь — фрейлину старались выдать замуж. На смену приходили другие, молоденькие.