razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

«Я числюсь…» - 15 — (клочок 1215)

Общественно-политические симпатии и антипатии, присущие Александру Сергеевичу, позволяют назвать его консерватором.

Это заключение подтверждается пушкинским убеждением, что история творится не массой средних людей («Жалкий род, достойный слёз и смеха! // Жрецы минутного, поклонники успеха!»), а избранными лидерами, теми, кто наделён тонким чувством исторической традиции и проникнут заботой о мирной непрерывности политического развития. Исходя из этого Пушкин и в поэзии, и в политических размышлениях прославляет «разумную волю единиц, меньшинства, призванного управлять человечеством», и презирает «чернь», толпу, где господствует общее обывательское мнение.

Отсюда ненависть Пушкина к демократии («народу», который «властвует»; «большинству, нагло притесняющему общество») в «её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве». Когда «всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству».

Вторым компонентом пушкинского консерватизма было осознание им укоренённости культурного развития и творческого начала в традициях прошлого. Залогом величия человека служит любовь «к родному пепелищу».

Отсюда его презрение придворного дворянства временщиков, людей «прыгающих в князья из хохлов». Далеко не всем властям предержащим в любые времена такое подход Пушкина «к отеческим гробам» был по душе. Не вошли, к сожалению, в кладезь мудрых мыслей народа его слова:


«Я без прискорбия никогда не мог видеть уничижение наших исторических родов... Прошедшее для нас не существует. Жалкий народ! Образованный француз или англичанин дорожит строкою летописца, в которой упоминается имя его предка...; но калмыки не имеют ни дворянства, ни истории. Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим. И у нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего дома, т.е. историей отечества. И это ставите вы ему в достоинство. Конечно, есть достоинство выше знатности рода именно достоинство личное... Имена Минина и Ломоносова вдвоём перевесят все наши старинные родословные. Но неужто потомству их смешно было бы гордиться их именами?»

С консерватизмом Пушкина связана и его убеждённость в необходимости мирной непрерывности культурного и политического развития. К мыслям на эту тему он возвращался неоднократно. Достаточно вспомнить самые знаковые его высказывания:

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».

«Устойчивость первое условие общественного блага. Как согласовать её с бесконечным совершенствованием?» (пер. с фр.)

Значит, консерватор? Но как тогда быть с его вожделением личной независимости и требованием свободы культурного и духовного творчества? Они вроде бы соотносятся с либеральными ценностями. А принципы духовной независимости личности и невмешательства государства в сферу духовной культуры? Они ведь тоже из той же колоды. Как и утверждение независимости личности в частной жизни.

Пушкин в определённой мере готов был пожертвовать политической свободой, но жить без семейственной неприкосновенности (inviolabilité de famille) — считал невозможным. Плохо представляя себе реальную жизнь сосланных в Сибирь декабристов, он, однако, по-писательски размашисто в письме жене, зная, что его прочтёт не только Натали, определит самоощущение: «Каторга не в пример лучше».


Случившееся с Пушкиным стало как раз расплатой за то, что он, надо признать, не был ни консерватором, ни либералом, не стремился стать ни западником, ни славянофилом. Он был тем самым гением с тонким чувством исторического бытия, который, не имея желания примкнуть к какому-то одному лагерю, исходил из непризнания права на революцию. Ни для кого. Ни для царя Петра. Ни для друзей-декабристов. Ни для тех, кто под разными флагами и лозунгами шёл им на смену.

Пушкин оказался, можно сказать, «последним из могикан», кто верил в то, что духовная ценность художественной литературы основана на независимости и чувстве чести, храбрости и благородстве, носителями которых являлись русские писатели-дворяне. «Нужны ли они (эти качества — А.Р.) в народе, так же, например, как трудолюбие? — спрашивал он, и сам же отвечал: — Нужны, ибо они sauve garde* трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества».

* sauve garde — охрана (фр.).

Характерно, что ценность старинного родового дворянства всегда рассматривалась Пушкиным с точки зрения общегосударственного и культурного интереса. При этом он резко отвергал все эгоистические сословные притязания дворян. Единственной привилегией, по мысли Пушкина, должна была оставаться наследственность дворянства, которая служила гарантией его независимости. Тогда как «противоположное есть необходимое средство тирании, или, точнее, бесчестного и развращающего деспотизма», считал он.

В этой связи главным политическим условием нормальной государственно-общественной жизни им выдвигалось общее требование прочного правопорядка. Сегодня кому-то кажется странным, но Пушкин, вечно вынужденный отражать нападки цензоров (среди которых первым был Николай I), тем не менее обосновывал даже правомерность цензуры. Правда, при этом он подчёркивал необходимость, чтобы «устав», которым цензура руководствуется, был не только «священ и непреложен», но ещё и, говоря современным языком, прозрачен.

(Продолжение следует)
Tags: творчество
Subscribe

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • «Почему Чехия?» - 9. — (клочок 1528)

    Пройдёт не столь много времени , и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».…

  • «Почему Чехия?» - 8. — (клочок 1527)

    В 2002 году пражская газета «Деловая Прага» провела опрос среди своих читателей. Вопрос формулировался просто: «Какие ассоциации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments