?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Портрет. — (клочок 1156)

Совсем неожиданно для меня

(так как пишу в настоящее время главу, связанную с пушкинской «Историей Петра I») вдруг пришла в голову мысль вернуться к эпизоду из уже написанной главы «Заколдованный круг» про портрет Натали. Значит, что-то меня в этом портрете теребило внутри, и вот дотеребило. Пришлось дописать и вставить в общий текст. Он небольшой и любопытный, как мне представляется. Предлагаю взглянуть.


Он буквально тонул в счетах, которые слетались со всех возможных и невозможных сторон. Порой уже на них, как на рукописях стихотворений, появлялись пушкинские рисунки, запечатлевшие облик жены. Так, на обороте счёта издания альманаха «Северные цветы на 1832 год» Пушкин набрасывает рисунок молодой Натальи Николаевны в платье с пышными рукавами. Он схож с тем акварельным портретом, который как раз завершил Александр Павлович Брюллов. Ещё когда они жили в Царском Селе, Нащокин в письмах настоятельно требовал изображение Натальи Николаевны. Пушкин вынужден был оправдываться, что «портрета не посылает за неимением живописца».
Договориться с Брюлловым смог лишь к декабрю. А тот приступил к работе, вероятно, только в январе. К тому времени были доставлены и выкупленные Нащокиным по поручению Пушкина бриллианты жены, в них она и позировала художнику. Это единственный известный портрет Натальи Николаевны, исполненный при жизни Пушкина. На полотне прелестная 19-летняя Натали изображена в открытом бальном платье с высокой причёской по тогдашней моде, с ниткой жемчуга с подвеской на лбу и с длинными бриллиантовыми серьгами в ушах.
В живописи подобные полотна относят к жанру портрета женщины, изукрашенной драгоценностями. И что важно, ювелирные украшения из драгоценных камней, выписанные с большой тщательностью, здесь не отходят на второй план, а, напротив, являются важными участниками композиции. Благодаря тончайшей проработке драгоценностей они выглядят «как живые» и свидетельствуют о статусе женщины.
Выразительный портрет, исполненный А.П. Брюлловым, отразил тип романтической женщины того времени, идеалом которой стало «неземное» создание, подобное мотыльку. Парадный по своему характеру он ограничивался «прелестной головкой» и перемещался в область прозрачной акварели с эффектом воздушности. В этом ряду известных портретов «пушкинских» женщин Натальи Гончаровой, Дарьи Фикельмон, как ни грустно, уже не видна личность портретируемой. Она заслонена пышностью нарядов и роскошью драгоценных атрибутов. Предпочтение отдавалось украшениям с жемчугом. Ведь их носили венценосные особы королевских династий Европы, российские императрицы и самые состоятельные дамы высшего света, которые видели в роскоши украшений символы власти, престижа и богатства. В отдельных случаях у таких портретов была ещё одна цель — показать, что красоту хозяйки невозможно затмить.
В ситуации с Пушкиным, если задуматься, такой портрет являл собой явный нонсенс. Начало XIX века, когда А.П. Брюллов писал портрет Натальи Пушкиной, было куда ближе XVIII столетию (приходится вспомнить, что XVII—XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства), нежели нынешнему XXI веку. Сегодня никого не удивит особа, заходящая днём в супермаркет в затрапезных джинсах и с бриллиантами в ушах. Всё течёт, всё меняется. А тогда язык украшений и драгоценных камней был у всех «на слуху».
Бриллиантовый этикет был строг, имелись неписаные, однако строгие правила выбора и ношения украшений. Комбинировать короля драгоценных камней, особенно кристаллы «чистой воды», с другими драгоценными камнями правила запрещали. Считалось, что огранённые алмазы вполне самостоятельны в своём образе. Этикет особенно был строг в отношении жемчуга, так как было известно, что жемчугá приглушают броскость алмазов, как говорилось, спуская их с облаков на землю.
И есть ещё одна маленькая, но существенная деталь. Натали была «девой» по знаку Зодиака. И если у человека, родившегося под этим знаком, слабый характер, то жемчуг ему противопоказан. Он только может усугубить жизненную ситуацию.
Вот и получается, что в нашем случае портрет жены говорил не о богатстве, тем более о власти, а скорее о тщеславии заказчика-мужа. Потому что в реальной жизни Пушкин издерживал явно больше, чем зарабатывал.