?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И третий отрывок:

Из писем следует, что сказки от няни он слушал в Михайловском не день, не неделю — месяцами. Интересно то, что в пушкинской тетради присутствуют лишь семь записей сказочных сюжетов, услышанных от няни. Считается, что четыре из них поэт в той или иной мере использовал позже при написании пролога «У лукоморья дуб зелёный…» к поэме «Руслан и Людмила» и трёх сказок («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»). Ещё один сюжет Пушкин отдал В.А. Жуковскому, который в ходе «сказочного» поэтического состязания двух поэтов в 1831 году написал на её основе «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Кому тогда присудили пальму первенства, не знаю. Но сегодня пушкинские сказки знакомы, наверно, почти каждому, а «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» я сам прочитал уже в преклонные годы. И решил внуку её не читать.

К нам пушкинские сказки приходят в раннем детстве. Тогда мы знакомимся с тремя девицами, которые «под окном пряли поздно вечерком». Радуемся тому, что волна

Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена…

Смеёмся, слыша, что

И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.

Эти сказки, ставшие детской классикой, издаются-переиздаются детскими издательствами. Их сопровождают иллюстрации, созданные художниками специально для детей. И нам в голову не приходит, что изначально сказки Пушкина не были предназначены для детей. Точно так же тексты пушкинских сказок, про которые мы знаем, что няня рассказывала их будущему поэту в детстве и позже, когда, находясь в опале, он жил в Михайловском, вовсе не переложенные на стихи сказки, слышанные от няни.

Быть того не может, скажете вы. А я спрошу: «Когда Пушкин пишет свою сказку о царе Салтане?» Совершенно верно, в 1831 году. Сидит молодожён в мезонине на даче в Царском Селе и, поскрипывая пером, выводит:

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждёт ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.

Будете продолжать утверждать, что это няня ему вечерами наговаривала? И он с её слов нравоучительно писал, помогая мне, нынешнему, наставлять моего малолетнего внука Ваньку:

Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.

Или признаете, что поэт в сказке, которая «ложь, да в ней намёк!», свой автопортрет набрасывает, буквально из вчерашнего дня? Кстати, если обратиться к черновому варианту стихотворения «…Вновь я посетил...» (1835), в котором он и своего внука упомянет, и няню помянет:

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей,..

то стоит заметить, что, говоря о рассказах няни, Пушкин намерения следовать «затвержённым сыздетства» словам не высказывает:

Не буду вечером под шумом бури
Внимать её рассказам, затвержённым
Сыздетства мной, но всё приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
annastorm
Oct. 31st, 2018 12:40 am (UTC)
Никогда не задумывалась о том, что Гвидон это образ автора, интересно
razbol
Oct. 31st, 2018 08:04 am (UTC)
Я не стал бы говорить, что Гвидон - это образ автора. Но вспомнил бы знаменитые слова Флобера, который о героине своего романа “Госпожа Бовари” сказал: “Эмма — это я”.
( 2 comments — Leave a comment )