?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Городов без памятников не бывает.

Напротив Страсбургского кафедрального собора, будем танцевать от него, как от печки, расположена площадь Гутенберга. На ней две достопримечательности: городская ратуша и в центре площади памятник Иоганну Гутенбергу, который, как считает Европа, запустил первый книгопечатный станок. Про китайцев, знавших книгопечатание много раньше, европейцы не вспоминают. У них своя всемирная история. Названа площадь в честь известного Европе первопечатника (тот с 1434 по 1444 год жил в Страсбурге), в 1840 году из соображений, надо понимать, патриотических. Между прочим, изображений Гутенберга не сохранилось, поэтому скульптор просто выдумал его облик. В полном соответствии с известным выражением «А художник так видит». В данном случае скульптор увидел Гутенберга таким.



По случаю Рождества рядом с памятником Гутенбергу «выросло» оригинальное «голубое дерево» с шарами сложного цвета малины, тёмной сирени и фиолетовых чернил. Днём подсветка заметна меньше, но вечером на контрасте с темнотой смотрится лучше. Смотришь и видишь, как по стволу и веткам «дерева» будто стекают светящиеся капли.



С площадью Республики, как помните, мы познакомились в первый же день. Южная сторона её, в сумерках мы тогда это не разглядели, образована набережной рукава реки Иль. Через него с площади ведёт Театральный мост, соединяющий её с площадью Брогли (Place Broglie). Если бы не карта, я ни за что не догадался, что это площадь. Такая она узкая и длинная — больше похожа на улицу, обсаженную двумя шеренгами платанов. В конце площади возвышается здание Рейнской Оперы, украшенное шестью колоннами. Над каждой колонной поставлена фигура музы. Вообще-то муз девять. Помню, как в Ватикане сфотографировал каждую из них. Но, видимо, архитектору здания приходилось экономить на колоннах, поэтому места для остальных трёх муз не нашлось. Так что на них тоже сэкономили. Кроме Оперы на площади обращает на себя внимание трёхэтажная мэрия. Я специально, идя мимо, пригляделся: может, недостающие у Оперы три колонны украсили мэрию? Ничего подобного! И мне стало стыдно за своё подозрение.



Площадь Брогли приютила сразу два памятника: обелиск в честь маршала Леклерка и Второй танковой дивизии (Monument du Maréchal Leclerc), а напротив Оперы, у северо-восточной оконечности площади, почти на берегу канала Фос-дю-Фо-Рампар, скульптуру в виде необычного фонтана «Двуликий Янус» («Fontaine de Janus»), сооружённую по случаю празднования 2000-летия Страсбурга.

На первом памятнике читаем надпись: «Генералу Леклерку, освободителю Страсбурга». Вообще-то Филиппа Мари Леклерка почитают во Франции не только как освободителя Страсбурга, но и Парижа. Но для эльзасцев он прежде тот, кто в ноябре 1944 года с боями вошёл в Страсбург, как в таких случаях говорят, разгромив гитлеровские войска.

Скульптура Двуликого Януса, которой горожане отметили 2000-летний юбилей Страсбурга, появилась тут как символ находившегося на этом месте в давние времена римского укреплённого лагеря (остатки римских укреплений античных времён были обнаружены как раз поблизости от расположения фонтана). Смотреть остатки развалин мы не пошли, мы их в Риме насмотрелись. А вот обходя фонтан с Двуликим Янусом вокруг, я вдруг вспомнил слова Гали о желании увидеть этот двуличный город. Получается, в точку попала.


Второй лик с противоположной стороны


Университетская площадь (Place de l’Universite) расположена, само собой, перед зданием Страсбургского университета, если не врут, самого большого во Франции, в котором учится свыше 40 тысяч студентов. Площадь украшает монумент в честь немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Он в своё время был три семестра студентом этого знаменитого учебного заведения. Поэтому перед центральным, старым, зданием университета можно увидеть бронзовую фигуру прогуливающегося поэта на беломраморном постаменте.

Рядом с ним две аллегорические фигуры муз (не подумайте, что из тех, кому не хватило места на фронтоне здания Рейнской Оперы). Читал, что позади Университетского дворца установлен ещё один памятник Гёте, но не в виде статуи в полный рост, а бюст, но я его не видел.

Кроме Гёте с историей Страсбургского университета связаны имена великих Готфрида Вильгельма Лейбница и Иммануила Канта, но про их памятники в Страсбурге я даже не слышал. Гуляя по городу, встретил дом, в котором жил Гёте. Случайно увидел овальную табличку — французы предпочитают размещать их не внизу, как мы, а на уровне этажа, на каком жил человек, кому посвящена памятная доска.






Самый оригинальный и банальный одновременно памятник мы встретили на площади Трипье (Place des Tripiers), в переводе «Площадь торговцев требухой». Здесь в 2000 году установили памятник вину — большую деревянную винную бочку.

Самый интригующий «памятник» встретился нам во время прогулки по району «маленькая Франция». Это был… даже затрудняюсь сказать, что это было. Композиция из дерева, около которой автомобилисты без особого пиетете приглядели место для парковки своих машин, формой у меня вызвала ассоциацию с лошадью. На одной из граней сооружения присутствует текст, из которого следует, что она выполняет функцию закладного камня, обозначающего место возведения будущего памятника Жану Арпу (Jean Arp).




Его называют одновременно французским, немецким и швейцарским поэтом, художником, графиком, скульптором. Какие на него права у Страсбурга? По праву рождения в этом городе — в одном из угловых домов на площади Гутенберга, уходящем по улице Старого рыбного рынка (rue du Vieux-Marche-aux-Poissons).

Отец его был немцем из Киля, мать — родом из Эльзаса. Выпускник Страсбургской школы искусств и ремёсел, он стал одним из основоположников абстрактной скульптуры. Сотоварищ Кандинского, Аполлинера, Пикассо, Модильяни. Годы Второй мировой войны провёл в нейтральной Швейцарии. Арп категорически отвергал реалистическое жизнеподобие. Поэтому то, что вызвало у меня ассоциацию с лошадью, ещё очень и очень даже реалистично. Создатели этой «скульптуры — закладного камня» уверяют, что она создана из форм его произведений. Спорить не стану, но подобных деталей среди десятков работ, какие представлены в Интернете, мне разглядеть не удалось. Самая крупная коллекция произведений Арпа выставлена в Музее модернистского и современного искусства Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника.

Памятников в Страсбурге, разумеется, куда больше мною упомянутых. Но запомнились именно названные. Это ведь любопытный феномен. Ездишь-ходишь, смотришь: и это нравится, и то, и пятое, и десятое. А потом проходит какое-то время и память сохраняет лишь одну или две из увиденных достопримечательностей. Сам собой происходит своеобразный отбор, сортировка на оказавшееся для тебя важным, а потому сохранённым в памяти, и, как выясняется, не очень существенным, лишь попавшим на глаза в пути и сохранённым лишь в карте памяти фотоаппарата.


Притулился между Страсбургским собором и дворцом Роган


(Продолжение следует)

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
luvida
Feb. 8th, 2018 03:03 pm (UTC)
Оригинальные памятники)
razbol
Feb. 8th, 2018 09:16 pm (UTC)
Значит, выбор был правильный.
( 2 comments — Leave a comment )