razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Три плюс три. — (клочок 851) продолжение 10

Город одной улицы — 4

Взглянуть одним глазком на капеллу женского монастыря Розария (Chapelle du Rosaire) — её ещё называют Капеллой Чёток — в городе Ванс я собирался в завершение поездки в Сен-Поль-де-Ванс. Оба городка расположены невдалеке друг от друга. Будь у меня машина, план был бы реалистичен и выполнен. Но сначала городок за крепостными стенами, потом «Золотая ласточка», наконец, не столько даже Фонд Майо, сколько подъём к нему… и укатали Сивку крутые горки. Я вернулся на виллу «Chantal».

Поэтому Ванс стал отдельным маршрутом моих поездок по Лазурному берегу. Общепринятое суждение, что в музеях, здесь расположенных, скопилось огромное количество произведений известных импрессионистов. По той простой причине, что художники, писавшие в этих местах свои картины, здесь же их и продавали. Отчего музеи являются самыми посещаемыми достопримечательностями.

Однако в Вансе нет, насколько я знаю, ни музея балерины Иды Рубинштейн, ни музея Дэвида Лоуренса— как-никак оба свои последние дни провели именно в этом городке. Хотя одна была не последней в ряду известных прим. И скандальность автора «Любовника Леди Чаттерлей» тоже выделяет его из общего числа английских писателей начала XX века.


Ванс


Ванс


Главная достопримечательность в городке — никоим образом не музей, хотя она имеет самое непосредственное отношение к одному из известнейших художников-авангардистов. Это маленькая часовня, крытая синей и белой черепицей и увенчанная высоким (12 м) кованым крестом, и с небольшим колоколом у основания. На неё-то мне и хотелось взглянуть одним глазком. Это она является капеллой монастыря Розария, её называют Капеллой Чёток, но чаще именуют просто Капеллой Матисса (Chapelle Matisse). И можно ограничиться короткой фразой: она построена по проекту Анри Матисса.

Капелла со стороны дворика


Вид на Ванс из дворика Капеллы


Но правильней будет сказать, что работа перенёсшего тогда тяжёлую операцию Матисса длилась четыре года. Что для капеллы художником были созданы росписи стен, цветные оконные витражи (ряд узких витражных окон расположен по левой стене, со стороны, откуда падает дневной свет), резьба деревянной двери исповедальни и бронзовый крест, установленный на кровле. Что для совершения богослужения художником были сделаны эскизы богослужебных облачений различных цветов, ризы священников. И ещё им были созданы эскизы утвари: дароносицы и дарохранительницы.

Крест


Дверь




Алтарь и слева от него «Дерево жизни», цветное стекло.


Св. Доминик, керамическая плитка (он справа от алтаря)


Отдельно нужно сказать про каменный алтарь, предельно лаконичные формы которого позволяют священнику лучше видеть паству и пастве хорошо видеть его. Этому способствуют и формы стоящих на алтаре подсвечников и бронзового распятия. На белых глазурованных керамических плитках, покрывающих стены капеллы, тонким чёрным контуром нанесены изображения Богоматери с младенцем Иисусом, Крестного пути Иисуса Христа и Св. Доминика. Св. Доминик написан с лицом без черт, обведённым только контуром: образ безликого овала. Фотографировать нельзя.

Керамическое панно Матисса на фасаде капеллы при входе


Капелла женского монастыря в Вансе невелика. Длина сооружения всего 15 м, высота потолка — 5 м. И для Анри Матисса работа была возможностью осуществить сверхзадачу всего своего творчества — дать на ограниченном церковном пространстве идею Беспредельного. В решении архитектурных задач Матиссу помогал молодой послушник, имевший архитектурное образование, принявший идею художника об обновлении религиозного искусства.

Работу над капеллой («судьба определила мне её в конце моего пути, моих поисков») Матисс считал результатом всей своей сознательной жизни: «…я считаю её своим лучшим произведением. Пусть будущее подтвердит это суждение возрастающим интересом к этому памятнику, не зависящим от его высшего назначения».

С той поры минуло более шести десятков лет — подтвердило будущее или опровергло суждение художника о возрастающем интересе к этому памятнику? Не берусь судить. Когда я подошёл к капелле, одновременно у неё затормозила машина, из которой вышла семья: отец, мать и взрослый сын.


Капелла и машина англичан


Нас было четверо, проявивших интерес к памятнику. Других не было.

В одно время мы стали и покидать капеллу. Мне предстояло пройти некий путь до остановки автобуса, потом дождаться его. А автобус в тот день что-то ходил, не особо следуя графику. Случается такое и во Франции. И я проявил нахальство: подошёл к усаживающейся в свою машину семье. Оказалось, что это англичане. На том английском, который у меня есть после 7-ми лет изучения языка в школе, 3-х лет — на филфаке университета и времени подготовки к сдаче кандидатского минимума, то есть на самом непотребном, я попросил «подвезти» меня вниз к побережью, где мне было бы легче добраться до Ниццы. Они остановились в Антибе, но подбросить до железной дороги согласились. А вдоль неё шла и автомобильная дорога.

Так что мне повезло. Пока ехали, разговаривали. Сначала я как-то экал и бэкал, но потом молодой человек открыл планшет, и мы стали общаться письменно с помощью интернетного перевода. Диалог складывался больше из их вопросов и моих ответов. За «разговором» мы незаметно доехали до какого-то городка между Ниццей и Антибом, и я с благодарностью попрощался с попутчиками около автобусной остановки.


Здесь, около храма, я попрощался с англичанами. Даже не поинтересовался, что за местечко, подходил автобус.


(Продолжение следует)
Tags: путевые заметки
Subscribe

  • Событие. — (клочок 1607)

    Вчера у нас произошло маленькое событие большого значения. Ваня сам прочитал первую свою книжку. Человечек он вполне самостоятельный. Про…

  • Ложь на каждом шагу. — (клочок 1606)

    Известная истина: чиновник шагу не сделает, не совравши. В воскресенье завершилась Всероссийская перепись населения. И сразу Росстат сделал…

  • «Я поведу тебя в музей…». — (клочок 1605)

    Нет, к Сергею Михалкову это не имеет отношение и к музею Ленина — тоже. Ваню привели в музей истории телефона. Есть, оказывается, такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments