razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Под красными крышами. — (клочок 731) — продолжение 9.

Пройдёт не столь много времени, и нынешние чехи могут запросто внести правку в приоритеты ассоциаций, вызываемых словом «Чехия».
Внутренне, смею думать, они уже готовы заменить книжного Швейка на металлическую «Голову Франца Кафки». Ну, сами посудите, кто сегодня в мире читает неоконченный роман Гашека? Несовременно это! Тем более, по замыслу Гашека, в финале весь батальон, в котором служил Швейк, должен был сдаться в плен к русским. Ничего более позорного придумать невозможно.

Полагаю, именно поэтому на родине писателя очень долго не было даже памятника тому, кто вроде бы назван первым среди принёсших славу стране в области культуры. С недавних пор он всё же в Праге появился. В 2005 году памятник Ярославу Гашеку, выполненный в стиле модерна (иного и ожидать было нереально), был установлен на Прокоповой площади, относительно недалеко от дома, в котором Гашек написал первую часть своей книги про Швейка.

«Монумент представляет собой некий гибрид коня с барной стойкой. В центре неё располагается небольшой пьедестал с бюстом самого писателя. Конь выполнен из бронзы, стела и бюст писателя сделаны из камня. Внутри скакуна сделано огромное отверстие. По первоначальной идее, в этом месте должна была располагаться пивная бочка.»

Мне доводилось встречать разнообразные описания памятников, но это покорило меня своим беззастенчивым цинизмом. Действительно, автор памятника хотел вмонтировать в памятник бочку, из которой горожанам могли бы разливать пиво, но столь прогрессивная идея была отклонена по санитарно-гигиеническим соображениям. Поэтому бочку заменили на бюст писателя.



Фото из Интернета

Тем не менее пивная бочка, появись она даже в качестве элемента памятника писателю, меня не шокировала бы. Скажу, почему. По простой причине: чешское пиво, напомню, в итогах опроса пражан как-никак оказалось на первом месте. Но с какого перепоя взялась тут лошадь?

Прочитав описание памятника, я ещё до поездки в Чехию решил, что в своей жизни мне довелось увидеть бронзовый памятник знаменитому коню Квадрату на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства и там же памятник другому замечательному коню — жеребцу будёновской породы Символу, так то были кони как кони, а тут коня превратили в барную стойку. Мне не за чехов, мне за коня стало обидно. И хотя участь обоих российских коней на ВДНХ оказалась незавидной: от времени они пришли в негодность и были снесены, я на худой конец в любое время могу проехать на Гоголевский бульвар и взглянуть на двадцать «отрубленных» лошадиных голов рядом с лодкой, за вёслами которой сидит Шолохов. Лошадиные головы, «плывущие» в разные стороны, символизируют «красных» и «белых» времён Гражданской войны. Не знаю, можно ли их счесть модерном, или это чистый натурализм, который кому-то покажется реализмом? В любом случае лошадиную голову увидеть в Москве нет проблем, для этого отправляться в Прагу не надо.

Кстати, самому Швейку ни в Праге, ни в Чехии памятника вы и по сей день не сыщете, нет его. Хотя по миру их, говорят, уже штук шесть. Самый свеженький памятник из бронзы знаменитому солдату в Санкт-Петербурге, на Балканской площади поблизости от магазина «Патерсон» и станции метро «Купчино». Кстати, сам Я.Гашек в Петербурге никогда не бывал, а постамент, на котором стоит его персонаж, первоначально был выполнен в виде пивной бочки, уже позже его обрезали, сделав короче.
Зато в Праге много кафе и ресторанов, эксплуатирующих литературного героя Ярослава Гашека. Это бизнес, ничего личного.




В отличие от музея памятник Францу Кафке в Праге был в моём списке «посмотреть непременно». Посмотреть не потому, что часто он включается в десятку самых необычных памятников мира, не потому, что его называют немного странным, но одновременно обладающим глубоким смыслом, впрочем, сам не знаю, почему, но увидеть собственными глазами хотелось, хотя как он выглядит, прекрасно знал из Интернета. Человек, надо признать, ведь не всегда может объяснить, почему рождается то или иное желание.

Этот памятник поставлен рядом с Испанской синагогой (часть Пражского еврейского музея) и костёлом Святого Духа. Бронзовая скульптура тоже из тех, что установлена относительно недавно, в конце 2003 года. Она соотносится с сюжетом новеллы писателя и жителя столицы Чехии «Описание одной борьбы» (история о человеке, который верхом на плечах другого человека бродит по улицам города).
Памятник высотой около 4-х метров изображает писателя, восседающего на плечах у гигантского костюма, в котором отсутствует тот, кто его должен носить. Иной раз авторство скульптурной композии приписывают всё тому же Давиду Черны, ан нет, создал вечного скитальца на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой, Ярослав Рон.




Глядя на памятник, сознаёшь, что аллегоричность статуи даёт возможность множеству трактовок. Мне доводилось слышать, что кое-кто воспринимает её как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Иным памятник говорит о том, что внешнее должно подчиняться внутреннему, то есть истинно свободный человек должен уметь управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Некоторые, вспоминая роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм справляется с должностными обязанностями, видят в скульптуре социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат.
Такое обилие толкований мало того что вполне в духе книг писателя, оно делает очевидным различие памятников Францу Кафке и Ярославу Гашеку.

Некоторую «конкуренцию» Кафке в этом микрорайоне представляет статуя чешского святого, мученика Яна Непомуцкого, расположенного перед костёлом Святого Духа установлена каменная статуя чешского святого, мученика Яна Непомуцкого. Их, как помните, в Праге великое множество (чуть меньше чем памятников Ленину в Москве) Он изображён раздающим милостыню. Статуя старая, рождения 1725 года. Хотя появилась на этом месте не сразу: первоначально её установили у костёла св. Микулаша, потом по какой-то причине со староместской площади отправили на Янскую, и лишь затем она перекочевала под стены костёла Святого Духа.

Чуть не забыл, если и вы захотите увидеть оба памятника, не обойдите вниманием и Испанскую синагогу, орнаментальная внутренняя роспись которой больше напоминает красочную арабскую мечеть, чем еврейскую церковь,




и костёл Святого Духа (Kostel Svatého Ducha). Советую обойти его вокруг и особо взгляните на него с алтарной стороны, соглашусь, что с этого ракурса церковь напоминает большой корабль и производит впечатление. Имейте только в виду, что, будучи единственным христианским храмом, расположенным среди еврейских синагог, он открыт лишь во время проведения служб.


(Продолжение следует)
Tags: путевые заметки
Subscribe

  • «Почему Чехия?» - 12. — (клочок 1531)

    Прага напомнила мне ещё о двух, кроме Гашека и Кафки, известных чешских писателях. Сначала о Кареле Чапеке. (О 2-м чуть позже.) На площади Мира…

  • «Почему Чехия?» - 11. — (клочок 1530)

    Надо признать, такого количества и разнообразия памятников, как в Праге я не видел нигде. Тем не менее, со следующего года столица Чехии планирует…

  • «Почему Чехия?» - 10. — (клочок 1529)

    Далее несколько слов о памятнике Яну Жижке. Конная статуя национальному герою Чехии — полуслепой седой всадник с палицией в руке —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments