razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Франция — лето 2014. — (клочок 538) — продолжение 12

Ранее я начал рассказывать о летней поездке во Францию. (См.: клочки 477, 479, 481, 484, 486, 488, 491, 494, 495, 496, 499.) Но обстоятельства (поездки в Питер, потом в Германию, работа над книжкой) прервали мой опус. С сегодняшнего дня с возможной регулярностью я рассказ продолжу. Разумеется, не каждый день, но буду стараться, чтобы не было особо длинных перерывов. Цикл, не обессудьте, будет продолжительный, Но, надеюсь, и интересный, и познавательный.

Прогулка по Сен-Клу — 2

В прошлый раз была прогулка по правой половине города, в которой мы жили, а сегодня — по левой, по другую сторону железной дороги. И надо признать, та часть Сен-Клу известна куда больше своей правой половины, знаменитой прежде всего ипподромными скачками.

Вид на Париж из левой части Сен-Клу.

вид на париж

Сен-Клу - это множественные лестницы, бесконечные спуски и подъёмы.
вид на париж2

Парк, о котором я уже писал, тот, про который говорят, что он «один из самых красивых парков не только всей Франции, но и Европы», расположен как раз в левой части Сен-Клу.
На территории парка находятся Музей замка Сен-Клу и Институт Пастера. Кроме самого парка, здесь находятся клиника Института Кюри, медицинский центр и Высшая нормальная школа Фонтенэ-Сен-Клу (École normale supérieure de Fontenay-Saint-Cloud). Ей сейчас принадлежат оставшиеся строения дворца Сен-Клу, который ни нам, ни нашим потомкам уже не суждено увидеть. Готовят в школе преподавателей педагогических институтов.

Больница Института Кюри Rene Huguenin находится рядом с ж/д станцией Сен-Клу. Известный экспертный центр в области лечения рака груди, опухолей глаза и детской онкологии.

медцентр

Именно в левой части города, которая находится с парижской стороны Сены, рядом с Булонским лесом, в дни, когда мы живём в Сен-Клу, проходит знаменитый спортивный теннисный турнир. И любители ракетки и мяча съехались со всего света на красные корты стадиона «Ролан Гаррос», территориально граничащего со столицей. Так что корты турнира «Ролан Гаррос» находятся, мягко говоря, не в центре Парижа, как я раньше почему-то думал. Арена носит имя бывшего члена спортивного клуба, французского военного лётчика времён Первой мировой войны, погибшего всего за пять недель до её окончания. Известность пришла к нему в 1913 году, он тогда первым совершил беспосадочный перелёт через Средиземное море.

ролан гаррос

Замечу, у французского турнира самый старинный (с грустью можно даже сказать, старенький) и самый маленький стадион, по сравнению с другими турнирами «Большого шлема». Поэтому французы живут ожиданием расширения стадиона и постройки новой арены, строительству которой мешают расположенная поблизости оранжерея, её в таком случае предстоит снести, жалобы местных жителей, не желающих сноса, волна протеста со стороны «зелёных» (без них во Франции никуда), и необходимость привлечения значительных средств на проведение реконструкции (а с этим особая напряжёнка в период кризиса).
На стадионе есть музей истории тенниса. Он открыт вне зависимости от проведения турнира. Говорят, сам не видел, что на стенах коридора, ведущего из раздевалок на центральный корт, висят фотографии и автографы всех, кто одерживал здесь победу. Среди них и российские теннисисты: Шарапова, Марат и Динара Сафины, Петрова, Кузнецова, Дементьева, Мыскина, Давиденко.

Да, чуть не забыл, во время турнира матчи можно смотреть бесплатно. Но «чуточку» в стороне от стадиона. На огромном экране, установленном на площади перед мэрией Парижа: трансляция идёт в прямом эфире. Зрители устраиваются кто как может: на специальном помосте, на асфальте, на скамейках и ограде. Хочу сказать, что в свои приезды в Париж я редко видел, чтобы площадь перед мэрией «простаивала» без дела или пустовала. То на ней каток, то карусель, то митинг, то вот теннис.
Кстати, поблизости от зелёного массива парка Сен-Клу есть ещё одна мировая достопримечательность, она находится бок о бок со знаменитой Севрской фарфоровой мануфактурой. Из чего легко сделать вывод, что в этом направлении Сен-Клу плавно переходит в Севр.

Есть во Франции такие места, названия которых вроде бы и на слуху чуть ли не с детства, а найти их в большинстве справочников и путеводителей, тем не менее, затруднительно. В этом нет ничего удивительного. Ведь заочное знакомство с Францией почти у каждого из нас начинается со знаменитого романа Александра Дюма «Три мушкетера».
Предлагаю взглянуть на вечерний Сен-Клу. Судя по всему, кадр сделан как раз со стороны Сены, близкой к Парижу. Как и во времена д’Артаньяна, колокол на башне церкви св. Клодоальда мерно отсчитывает часы, дни, недели...

вечерний

В ту пору, в XVII веке, Сен-Клу благодаря близости к столице и очаровательной атмосфере пользовался особой популярностью среди женщин, которые ещё не состоялись как кокотки, но стремились ими стать, и замужних парижских кокеток, желающих скрыть свои любовные похождения. Так что Дюма исторически точен, прописывая эпизод о том, что в Сен-Клу возле павильона, примыкающего к дому г-на д'Эстре, должно было состояться свидание д'Артаньяна с Констанцией. Увы, приехав в уютный домик, где всё готово для романтического ужина, д'Артаньян обнаруживает, что его возлюбленную похитили.

Фамилия д'Эстре тут, можно сказать, знаковая, знакомая не только по роману Дюма. Есть такая известная картина (правда, художник неизвестен) — «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». На картине изображены две молодые женщины, купающиеся в ванной. Одна из них, фаворитка Генриха IV Габриэль д’Эстре (герцогиня де Бофор), держит кольцо — залог верности. А её сестра, герцогиня Виллар, сидящая с ней в ванне, жеманно, двумя пальчиками держит сосок груди Габриэль. Однако это у них не секс. Это символика, некий знак, адресованный королю. Есть несколько версий, толкующих смысл знака, но все они как-то связаны с кормлением, с ребёнком, с отношениями Габриэль с королём. Возможно, этот жест является намеком на будущую беременность возлюбленной короля.

Габриэль д'Эсте была редкостной женщиной: красивой и умной. Но выделялась она не этим. Габриэль была возлюбленной поочерёдно Генриха III, кардинала Лотарингского, герцога де Лонгвиля, королевского конюшего красавца герцога Роже де Бельгарда и, наконец, Генриха IV Наваррского, супруга знаменитой королевы Марго, от которого королевская любовница родила троих детей. Вообще история, связанная с семьёй д’Эстре, заслуживает особого описания. Кого она заинтересует, могут сами предпринять некоторые усилия, чтобы с ней познакомиться. Я же ограничусь тем, что скажу: сестёр не без оснований прозвали «семью смертными грехами». Не исключено, что именно по этой причине при дворе нашлись недоброжелатели, которые отравили Габриэль д'Эсте в возрасте 26-ти лет.
Впрочем, история парка Сен-Клу не одной подобной ниточкой связана с королевскими особами: Анной Австрийской, Филиппом Орлеанским, Генриеттой Английской, семьёй Гонди (банкиров, кредиторов рода Медичи), кардиналом Мазарини и многими другими.

С 2003 года в старинном парке ежегодно в конце августа проходит трёхдневный крупнейший музыкальный фестиваль страны «Рок на Сене». Оборудуется несколько сцен, и гостей грандиозного шоу, любителей тяжёлой музыки услаждают самые популярные исполнители рока, хип-хопа, электронной и поп-музыки.
А уже в первой половине сентября на смену рок-фестивалю в Сен-Клу в парк приходит кинофестиваль в свободном формате. Под открытым небом, на аллеях у реки Сены все желающие могут бесплатно посещать это мероприятие. Несколько лет назад здесь же в парке прошёл фестиваль фейерверков — двухчасовая огненная феерия. Пиротехническое шоу стало самым продолжительным во всей Европе. Его тогда смотрели двадцать тысяч зрителей.

Было бы несправедливо обойти вниманием и не упомянуть ещё об одной достопримечательности —  частной психиатрической клинике «Шато де Гарш». Она была основана в 1930 году тогда в уединённом месте, в окружении Булонского леса и парка Сен-Клу, ученицей Фрейда, греческой принцессой Марией Бонапарт. Сегодня клиника является одним из ведущих учреждений Парижского региона и пользуется известностью как на национальном уровне, так и за пределами Франции.

И последнее из того, что мне известно, это расположенный близ Севра Бретейский павильон, где обосновался первый в мире международный метрологический институт — Международное бюро мер и весов. История этого павильона любопытна сама по себе. Началась она во времена царствования Людовика XIV, то есть знакомые нам по романам Дюма-отца. Тогда королевский инженер-архитектор Томас Гобер построил в южной оконечности аллеи дю Май парка Сен-Клу «Трианон Сен-Клу». Сам павильон не раз перестраивался и расширялся, менял своих хозяев: тут и герцог Орлеанский, и барон де Бретей, и княгиня Матильда Бонапарт (жена князя Анатолия Демидова — между прочим, знаменитая картина «Последний день Помпеи» написана была Kарлом Брюлловым по заказу Анатолия Демидова), и великая княгиня Мария Романова.

В начале XVIII века павильон назывался павильоном дю Май, в годы правления Наполеона Бонапарта — итальянским павильоном. В последние месяцы второй империи Наполеон III передал павильон для устройства в нём астрофизической обсерватории. После капитального ремонта в 1875 году французское правительство и решило  разместить там Международное бюро мер и весов.
К слову, после этого ведущие промышленные державы мира начали организацию своих национальных метрологических учреждений. В 1887 году появился Физико-технический институт Германии. В 1899 году — Национальная физическая лаборатория Англии. В 1901 году — Национальное бюро стандартов (эталонов) США. Теперь России. У нас специализированное метрологическое учреждение, называемое «Депо образцовых мер и весов», появилось куда раньше, ещё в 1842 году. Наша страна была не на словах, а на деле впереди планеты всей. Находилось Депо на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. В конце XIX века оно было преобразовано в Главную палату мер и весов. Позже получило новое здание на Московском проспекте. Сегодня это один из корпусов Всероссийского научно-исследовательского института метрологии им. Д.И. Менделеева.

Так что памятник на одной из лужаек парка Сен-Клу — скульптурная группа «Франция коронует Искусство и Промышленность» — установлена здесь отнюдь не напрасно. Между прочим, в 1855 году она возвышалась над входом во Дворец Промышленности — основной павильон международной выставки в Париже. После её завершения павильон демонтировали, а центральную скульптурную группу (работа Элиаса Роберта) в окружении двух групп путти (работа Джорджа Дайбелта) перенесли в Сен-Клу.

группа

А в заключение прогулки взгляните на несколько снимков, сделанных в левой части города. После этого и решайте, надо или нет посещать сей городок на Сене рядом с Парижем.

Бизнес-центр на берегу Сены.
бизнес

Автодорога по берегу Сены в Сен-Клу.
предм4

Противоположный берег Сены.
сена у сен-клу

Жилой район.
предм5

Улица, ведущая к Сене.
улица

Мэрия.
мэрия

Церковь св. Клодоальда (рядом с мэрией).
предм3

Церковный орган.
орган

Внутри церкви.
храм
Tags: путевые заметки
Subscribe

  • Опус намбе… — (клочок 1517)

    Портрет 11. П.М. ЕРОПКИН (завершающий портретную галерею) Пётр Михайлович Еропкин (1698—1740) — первый архитектор-интеллигент, как…

  • Опус намбе… — (клочок 1516)

    Портретная галерея. Зал № 4 Портрет 10. ВАХТАНГ VI (БАГРАТИОНИ) Вахтанг VI (Багратиони) (1675—1737) — яркая личность в истории…

  • Опус намбе… — (клочок 1514)

    Портрет 9. В.И. БАЖЕНОВ (окончание) После неудачи с реконструкцией Кремля дальнейшая жизнь Баженова складывалась не лучшим образом. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments