razbol (razbol) wrote,
razbol
razbol

Categories:

Город на реке Изар. — (клочок 511 ) — продолжение цикла 8.

ГОВОРЯТ, что даже шопинг в Мюнхене (впрочем, как и всё в Германии) отличается духом немецкого порядка и аккуратности. После нынешней поездки я с таким утверждением не торопился бы соглашаться. Нет, россиянину, с его широкой натурой и присущей склонностью к безграничной воле и полному бардаку, конечно, многое будет казаться, ну, очень аккуратным и упорядоченным. Но, сравнивая с тем, что я видел в Германии весной 1988 года, скажу: мне показалось, что стало меньше и порядка, и аккуратностию. Даже чистота уже не та. Ещё не напряжёнка, но грязь, окурки на улицах перестали резать глаз немцу, былому аккуратисту.
А так как бродили по центру и не только по центру Мюнхена мы довольно много, предпочитая пешее передвижение езде даже на трамвае, то вывод этот, думаю, не случайный, а вполне обоснованный. Дело ли тут в обилии туристов, или в обилии, как мы сказали бы, понаехавших мигрантов, или новое, подрастающее поколение коренных баварцев уже не так строго смотрит на некогда традиционные манеры, не знаю, но факт остаётся фактом — что-то утрачено.
При этом мы заходили в храмы, в музеи, в парки, в пивные. В такой последовательности и буду рассказывать. Сразу замечу: Мюнхен, к моему удивлению, оказался тем местом, где мы побывали в стольких храмах, что ой-ёй-ёй. Разве что Рим составил ему конкуренцию.


Не знаю, каков уровень религиозной жизни местного населения нынче, в былые времена он, безусловно, был высок. Поэтому не стоит удивляться, что Старый город собрал на своей небольшой территории множество христианских храмов, которые пестрят архитектурными стилями разных эпох. Но я менее всего об этих стилях, потому как специалистом назвать себя не могу. Да и пишу я не туристический путеводитель, а о том, что видит обычный турист-бездельник, не отягощённый специальными знаниями. И, попадая в среду, скорее наполненную красотой, нежели религией или архитектурными изысками, я способен отметить лишь разницу между готикой и ренессансом, не более того. Не обессудьте.
Начну с церкви Святого Петра. По простой причине: именно на этом месте в VIII веке монахи основали поселение, позже выросшее в город («munich» означает «монах»). Исторический парадокс: город-монах никогда не отличался монашеским нравом.
Высота колокольни «Святого Петра» 56 метров (только Фрауэнкирхе выше). На её вершине удобная смотровая площадка. Чтобы попасть туда, нужно подняться по 300 ступеням узкой винтовой лестнице. Когда отдышитесь, полюбуетесь на мюнхенские красные крыши! Многие считают, что отсюда открывается лучший из всех вид на Мюнхен. Я не Станиславский, поэтому говорю: «Верю!», хотя сам сравнительным анализом не занимался.
История храма, берущая начало с XI века, не из простых. Храм вечно достраивался, перестраивался, даже отстраивался заново после пожара, реставрировался и восстанавливался после разрушений в ходе Второй мировой войны. Менялся и стиль его оформления — поэтому не удивляйтесь смешению готики, рококо, романского стиля. Храмовый купол в форме фонаря украсил церковь лишь в XVII веке.
Собор поражает внутренним великолепием и нестандартным изображением Христа. На центральном месте алтаря установлена скульптура Святого Петра, восседающего на троне. Для прихожан баварской столицы Святой Пётр является олицетворением папской власти.


петр1

петр2

петр3

Самый высокий среди храмов Мюнхена — кафедральный собор Фрауэнкирхе (второе его название — Собор Пресвятой Девы Марии). Если перейти на высокопарный язык, можно сказать, что купола соборных башен в виде «луковиц» видны, кажется, из любой точки города. В этой фразе, конечно, немалая доля преувеличения. Но, учитывая, что в 2004 году мюнхенцы на референдуме приняли решение, по которому запрещено строить в городе здания выше 99 метров (такова высота Фрауэнкирхе), преувеличение вполне допустимое.
Несмотря на свои внушительные внешние размеры (длина — 109 метров, а ширина — 40), внутри его трудно признать большим. 22 восьмиугольные колонны, стоящие в два ряда, словно образуют внутри собора прозрачные стены. И они, не мешая естественному освещению, зрительно создают иллюзию суженного пространства. В интерьере храма, построенного за пятьдесят лет на рубеже XV—XVI веков в готическом стиле, используется минимум лепнины. Тем не менее, внутри внешне строгий собор кажется торжественным и монументальным. Изначально его планировали на 20 тысяч прихожан, полагая, что они будут стоять. Но со временем для удобства установили лавки. Они позволяют вместить 4 тысячи человек.


фрауэн1

фрауэн2

У собора, который сам по себе почётная достопримечательность города, есть две собственные достопримечательности, заслуживающие примечательных определений «диво, диковина, невидаль».
Первая — кенотаф императора Священной Римской империи Людвига IV Баварского. По форме это великолепный монумент из чёрного полированного известняка, увенчанный подушкой с императорской короной. По содержанию это гробница без захоронения (само погребение находится в алтарной части, в склепе). По бокам монумента размещены две скульптуры: духа доброго правления в мирное время со скипетром и лавровым венком и духа правильного правления в военную пору с мечом. Так что кто не имел представления как выглядят духи, поспешайте в Мюнхен. Имейте только в виду, если вдруг захотите запечатлеть на память кенотаф с духами: фотографировать во время службы не разрешается. И хотя церковная служба идёт как бы в другой части храма, за колоннами, и вы не используете вспышку, к вам подойдёт служитель и выразит категорический запрет. То есть разговаривать тут можно, а молча нажать на кнопку фотоаппарата нельзя — это сладкое слово «служба».


кенотаф

Вторая всемирно известная достопримечательность из разряда «загадок». Около входа в собор есть тёмный отпечаток подошвы — «след дьявола», как его называют. На сей счёт существуют две легенды. Это Бог любит троицу, Сатана предпочитает двоицу. Одна легенда рассказывает, что, когда собор был уже построен, но ещё не освящён, дьявол прокрался в храм и не увидел в нём ни одного окна (дело в том, что боковые окна от входа не видны — их заслоняют колонны, а окно в центральном нефе закрывает триумфальная арка и главный алтарь с картиной «Вознесение Девы Марии»). Дьявол так развеселился, что от радости топнул ногой, оставив глубокий отпечаток в каменном полу собора.
Другая легенда гласит, что всё было не так. Якобы строитель собора пошёл на сделку с дьяволом: тот поможет построить церковь, за что получит душу первого прихожанина, который зайдёт в храм. Однако, когда сатана явился за гонораром, архитектор указал ему на недочёты в строительстве: — в здании не было окон, а башни оказались различной высоты. В гневе дьявол топнул ногой и убрался не солоно хлебавши.
Я, будучи человеком покладистым, могу принять хоть один вариант, хоть другой, но не могу не упустить возможность задать недоумённый вопрос. Ладно, сам дьявол заявился в храм, ладно, по какой-то там причине он топнул своей нижней конечностью о каменный пол, да так, что остался отпечаток. Но почему это отпечаток обуви? Чёрт, дьявол, сатана — у них вроде бы нижние конечности оканчиваются копытами, а тут след обычной вполне человеческой обуви, пусть и солидного размера. Так что уходил я из Фрауэнкирхе с некоторым сомнением. Но это я Фома неверующий, а вы, коли верите в существование дьявола, заходите внутрь храма и увидите реальный отпечаток его ноги. А взглянув на него, поймёте, что ростом тот дьявол, судя по размеру отпечатка, был не меньше трёх метров, а то и поболе. Ему бы в баскетбол играть, а он чёрти чем занимается.


след

Верить или не верить в ту или иную, как и в обе легенды сразу, ваше дело. Но с одним я, например, соглашусь непременно. Это с тем, что чертовщина тут замешана не на чём ином, как на строительстве. И продолжается она, похоже, по сию пору. Сами мюнхенцы признаются, что, даже живя в городе постоянно, они практически не видят церковь без постоянных строительных лесов. В разные годы то одна, то другая башня непременно в них одевается. Вспоминают, что в 2001-ом году после шестилетнего ремонта церковь на некоторое время предстала во всей своей красе. Но потом опять новый ремонт. Горько шутят: «Лет на десять, как минимум. Ещё бы: стоимость работ каждый год примерно миллион евро. Неплохо, да?» А мы на своих строителей грешим — может, напрасно?
Ну, да не будет заглядывать в чужие кошельки. Тратят они ведь не наши рубли, а свои евро. Поэтому нам лучше заглянуть, работает ли лифт южной башни. На нём можно подняться наверх, откуда открывается превосходный вид на Мюнхен. И если подъём на колокольню «Святого Петра» вам оказался не по силам, то воспользуйтесь технической услугой соборной башни Пресвятой Девы Марии.
Выйдя из Фрауэнкирхе, вы скорее всего отправитесь в расположенную рядом церковь Святого Михаила, фасад которой, увенчанный фигурой Христа, напоминает традиционную средневековую ратушу. Описание фасада будет неполным, если не упомянуть расположенные в нишах 15 статуй-покровителей церкви и размещённую между дверьми церкви бронзовую фигуру архангела Михаила, убивающего дракона, созданную в конце XVI века.
Примечателен факт, что эта одна из самых больших церквей к северу от Альп, построенных в стиле ренессанс — творение эпохи Возрождения в Германии, — в годы Второй Мировой войны была разрушена взрывом бомбы, как и церковь Святого Петра, но одной из первых, к 1948 году была восстановлена.


мих1

мих2

Но в моей памяти эта светлая церковь останется увиденными сначала внутри её, а на следующий день и вывешенными перед храмом трогательными детскими посланиями умершим. Мы ведь оказались там в день поминовения. Читать эти «письма» малышей, обращённые к бабушкам и дедушкам, с просьбами вернуться к ним, признаюсь, занятие не их простых.

мих3

мих4

мих5

В пятёрку наиболее красивых храмов Мюнхена входит и Театинеркирхе (второе название церкви «Коллегиальная» — именно здесь в ХIХ веке была учреждена Коллегия священнослужителей).
Первый камень в основание церкви был заложен в 1663 году. Храм этот с красивой историей. В соответствии с ней церковь была возведена по поручению Генриетты Аделаиды Савойской, которая дала такой обет в благодарность за рождение наследника — она ждала его 12 лет после заключения брака.
Но что-то там с самого начала не заладилось. Смотритель за осуществлением проекта из принцессы Савойской оказался не самый лучший. Церковь строилась очень долго, между архитекторами постоянно возникали разногласия. И у каждого был свой взгляд на творческий процесс. Так, недостроенной, церковь и была освещена в 1975 году. После чего строительство продолжилось. В общей сложности работы продолжались более 100 лет.
Но процесс процессом, сегодня мы имеем возможность видеть итоговый результат. Он потрясает. Фасад церкви — в стиле рококо. Интерьер — поразительный образец барокко. Отделка внутри сделана из лепнины белого цвета. Филигранно выполненные работы просто изумляют.
Театинеркирхе наряду с Фрауэнкирхе выполняла функцию княжеской усыпальницы. И именно здесь в своё время ещё в недостроенном храме Генриетта была похоронена.


теати1

теати2

теати3

И в завершение, если сподобитесь быть в Мюнхене, не пройдите мимо церкви св. Иоанна Непомука (Азамкирхе). Не потому, что она входит в число самых посещаемых туристами достопримечательностей Мюнхена. Вернее, она таковой является по причине, что заслуженно входит в число лучших церквей позднего барокко и впечатляет своими фресками и акустикой. Звуки органа можно услышать ещё за несколько улиц от церкви.
Внешне церковь св. Иоанна Непомука — обыкновенная кирха. Встроенная в сплошную череду фасадов домов, она в них «утопает» — пройти мимо и не заметить её проще простого. Если бы не жена, по верхушкам домов уразумевшая, что это церковь, не видал бы я её как своих ушей.
Церковь построена в середине XVIII века, является одним из самых поздних соборов города. Задумывалась как частная капелла двумя братьями архитекторами и предназначалась для цели в некотором роде прагматической: обращения к Богу и восхваления его, звучащие там, должны были спасти души архитекторов. Но после завершения строительства местные жители потребовали, чтобы церковь стала общественной по самой что ни на есть весомой причине: такой красотой должны наслаждаться все. Внутреннее пространство — это всего 22 на 8 метров. Но находясь в храме, вы не ощущаете его малых размеров, впечатление, будто стены иллюзорны. Его не без оснований называют антиподом огромного собора Пресвятой Девы Марии. Многие называют Азамкирхе самой красивой из всех мюнхенских соборов и сравнивают со шкатулкой для драгоценностей. И я с ними соглашусь
.

азам1

азам2

Конечно, побывали мы не только в этих храмах, заходили и в другие. Но в этот раз ограничусь рассказом в рамках ТОП-5.

раз1

раз2

раз3

раз4

раз5

раз6

раз7

раз8
Tags: путевые заметки
Subscribe

  • Пути-дороги... — (клочок 1599)

    Старшая дочь сейчас пребывает на месте слияния Нельмы и Клязьмы и в месте расположения храма в честь Покрова Божией Матери на Нерли под Боголюбовым.…

  • Природная живопись. — (клочок 1396)

    Фраза Пушкина, вложенная в уста Петра Первого «Здесь будет город заложён…» содержит знаковое для руского человека слово…

  • Здесь был дом… — (клочок 1395)

    В основе моей дипломной работы была «большая книга» Льва Толстого, так он определял жанр «Войны и мира». Солидный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments