?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Лимонный город — 3

Конечно, когда приезжаешь туда, где есть Старый город, непременно в него и направляешься.

У Старого города в Ментоне свои особенные черты. Здесь нет ни одной ровной и прямой улицы. Напрашивается сравнение их с лабиринтом. И вообще, большинство из них — это сплошные лестницы. Меньше, чем в Монако, и тем не менее.

Назови меня "просто проспект"






Про Старый город можно сказать, что он прилепился к скале. Поэтому, глядя со стороны, кажется, что дома самых жизнерадостных цветов весело ползут в гору. Складывается впечатление, что перед тобой детский рисунок, картинка со стереоэффектом в формате 3D.

Что касается архитектуры этих домов, то первое бросающееся в глаза, канализационные трубы проложены по внешней стене дома, непосредственно по фасаду. Почему не внутри, мне понятно — морозов-то здесь не бывает. А почему, допустим, не с противоположной стороны дома, объяснений не нахожу.

Но куда более существенно для Старого города в Ментоне — перед тобой самая настоящая Италия… во Франции. Это тоже понятно, если вспомнить, что исторически Ментон некоторым образом можно сравнить… с Аляской. Та была продана Россией Соединённым Штатам (точнее, не продана, а передана в аренду до 1967 года за 7,2 миллиона долларов; срок вроде бы истёк, но так как СССР не объявлял себя правопреемником царских договоров, то США возвращать Аляску оказалось некому). И территория графства Ниццы, куда входил Ментон, после окончания австро-итало-французской войны по Туринскому договору (1860) перешла от Королевства Сардиния к Франции за 4 миллиона франков, которые она выплатила князьям Монако в качестве компенсации за признание независимости Монако.

Территорию продали, но итальянские корни по сию пору сохранились. Поэтому не удивляйтесь, что в ресторанчиках французская и итальянская кухни соседствуют, а кое-где последняя так даже преобладает. Да и итальянский язык нет-нет ухо ловит.

Самыми знаковыми достопримечательностями Ментона являются построенный в XVII веке в стиле барокко собор Сен-Мишель (L’Eglise St. Michele), старинная монументальная многоярусная каменная лестница, по которой из старого порта можно подняться к этому собору и выйти в центр Старого города, площадь перед базиликой, которая вымощена мозаикой из чёрно-белой гальки, изображающей монегаскский герб князей рода Гримальди, и соборная колокольня высотой 53 метра, чей шпиль виден практически из любого района города. Это самая большая и самая красивая церковь на Лазурном Берегу. Её фасад украшен колоннами и статуями святых, а роскошный алтарь отделан семнадцатью видами мрамора.


Вид сверху




Эта площадка перед базиликой, по сути церковная паперть, имеет название площадь Сен-Мишель









Так как город большим не назовёшь, то количество музеев в нём невелико. Два из них заслуживают внимания: Музей изящных искусств (Musée des Beaux-Arts du Palais Carnolès), расположенный во дворце XVIII века в бывшей летней резиденции князей Монако Гримальди (когда Ментон входил в состав княжества), и Галерея современного искусства, которая находится в великолепном здании Дворца Европы.

Дворец Европы



Я понимаю, что в великолепном дворце экспонируются великолепные работы для истинных ценителей искусства и живописи. Галерея позиционирует себя как хранилище ярчайших произведений современного искусства. Чего стоят одни имена — Комба, Велишовик, Тремуа…



Оспаривать великолепие яркой неудержимой фантазии Пьера-Ив Тремуа в стиле синтеза сюрреализма и научного реализма я не стану. Но мне больше по душе «Ментона. Вид с гавани на город» Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (я её полюбил ещё в первое посещение Центра Помпиду) или «Красная дорога близ Ментона» Клода Моне. Я, к примеру, с превеликим удовольствием поместил бы у себя дома «Пейзаж на побережье, недалеко от Ментона» некоего Пьера Огюста Ренуара (Piere-Auguste Renoir), тем более, что работа небольшого размера, но она, к сожалению, уже уплыла в Бостон, в тамошний Музей изобразительных искусств. Как и полотно Серебряковой — пребывает в Музее изобразительных искусств Бишкека, а Клод Моне — в Городском музее Амстердама.

Впрочем, мы заглянули ещё в Региональный доисторический музей (Musée de Préhistoire Régionale). Но он тоже для узких специалистов и очень больших любителей уникальных экспонатов: кости древних людей и животных, первобытные орудия из камня и кости.




Посетителям Музея изящных искусств, в котором выставлена живопись XV—XX веков, картины французских и итальянских примитивистов, и на первом этаже расположены картины таких художников, как Сюзанна Валадон, образец французской кокетки конца XIX века, Сазерленд (в Ментоне у него была собственная Ville Blanche), Дюфи, в этом смысле повезёт больше.

Какой город без памятников? Недалеко от вокзала на площади Виктуар стоит памятник уроженцам Ментона, павшим в военных конфликтах. Он представляет собой пьедестал и колонну, на которой установлена бронзовая фигура женщины с крыльями, — Крылатая Победа. У подножия мемориальная доска с именами.




Мне больше глянулся Памятник в честь ассамблеи свободных городов Франции.  Он же по совместительству фонтан


Наконец, каждый пишущий о Ментоне непременно живописует «Лимонный фестиваль» (Menton Lemon Festival). Но он проводится во второй половине февраля с переходом на март. А мы объявились в городе, напомню, летом. Так что не сезон. Быть сказителем о том, что видеть своими глазами не довелось — мне не к лицу. Поэтому ограничусь тем, что порадуюсь за жителей Ментона. Он у них, благодаря мягкому субтропическому климату, единственный город в Европе, где цитрусовые культуры цветут и плодоносят круглый год, давая три урожая на год.

К празднику заготавливают более 130 тонн свежайших лимонов. Замечу, чужих. Закупленных обычно в Испании. Свои ведь лучшие на свете, а потому дорогие. Испанские дешёвые, значит, делай с ними, что хош! С ними и делают, вернее, из них делают что угодно: возводят самые разнообразные конструкции, устанавливают целые скульптуры, композиции и даже дворцы из лимонов. В других местах подобное творят из песка, снега или льда, а тут из лимонов и апельсинов. На улицах проходят лимонно-апельсиновые шествия, следуют кортежи, украшенные цитрусовыми плодами. Участники парадов должны наряжаться в костюмы, по цвету напоминающие цитрусовые фрукты. Появляются акробаты, клоуны, духовые оркестры, музыканты и художники. В ботаническом саду Ментона (Jardins Bioves), даётся концерт под названием «Сад огней». Заканчивается фестиваль фейерверком.

Прознав про это лимонное чудо, я связал его с очевидным: в Ментоне преобладают насыщенно-пастельные и терракотовые оттенки зданий. Если проще, то большинство домов в городе выкрашено в жёлтые и оранжевые цвета. Наверно, для того, чтобы на время фестиваля не перекрашивать.

Но одновременно с «Лимонным фестивалем» во Дворце Европы проходит «Фестиваль орхидей». На нём можно вволю налюбоваться редкими видами этих экзотических растений, гравюрами на стекле, керамическими изделиями с изображениями цветов на них. И если от того, что не попал на «Лимонный фестиваль», я остался совершенно спокоен, то из-за «Фестиваля орхидей» слегка взгрустнул. Кто знает, может, ещё доведётся попасть сюда в феврале. Нет, я не фанат орхидей, но несколько растений у нас дома есть. И когда «Аптекарский огород», основанный ещё Петром I, проводит свой «Зимний фестиваль орхидей», я обычно стараюсь на него попасть. Вы знаете, цветотерапия действует очень успокаивающе: бывает музыка для релакса, а тут цветы для релакса.


Мэрия


Вид на залив и стоянку яхт




Набережная у подножия соборной лестницы






А это я, прощаясь с Ментоном, приглядел себе домик-виллу, подумалось, там тихо, спокойно, вдали от туристов, и не очень большая, и для гостей место найдётся.


(Продолжение следует)