?

Log in

Previous Entry | Next Entry

На площади «Овощной рынок» («Зелни торг») можно

полюбоваться красивым фонтаном «Парнас» конца XVII века. Фонтан служит постаментом из камня фигуры богини Европы. Заметьте, уже в XVII веке Чехия, можно видеть, сделала свой европейский выбор. Свидетелями чего стали аллегорические скульптуры трёх древних империй — Вавилона, Греции и Персии. Вавилон обозначен крылатым львом и короной, Греция — драконом и стрелами в колчане, фигура Персии с рогом изобилия. Статуи расположены на фоне грота, в котором изображена мифологическая сцена: Геркулес связывает побеждённого пса Цербера.

фонтан


Кроме фонтана в центре площади с одной из её сторон, словно в нише, стоит монумент «Пресвятая Троица» — скульптурная композиция в стиле барокко (начало XVII столетия) имеющая вид «чумного столба». Памятник невелик, высотой немногим более 6-ти метров. В верхней части колонны водружены фигуры Святой Троицы, где Отец и Сын, каждый держащий в высоко поднятой руке золочёный крест, а Святой Дух изваян в виде сверкающего золотистого солнца.



Сам столп с двух сторон закрыт скульптурными фигурами Мадонны Иммакулаты и святого Яна Непомуцкого. А чуть ниже их, по обе другие стороны, размещены статуи маленьких ангелов, посредников между Богом и людьми. С двух сторон от центральной скульптурной композиции стоят статуи покровителей Брно святых Примитива и Константина.

Непосредственно за ним расположен Гаусперский дворец, в подвале которого обосновался экспериментальный театр «Гусь на верёвочке» («Divadlo Husa na provázku»). Самое примечательное в здании дворца его фасад с четырьмя пилястрами и карнизами окон, украшенными барельефами. Особенно впечатляет среди них фигурка девушки, сидящей свесив ножки.




Здесь же, проходя мимо старейшего театрального здания Средней Европы «Редута» (divadlo Reduta), нельзя не остановиться около памятника юному Моцарту. Скульптор изобразил маленького гения с одним крылом, балансирующим на клавесине, как бы указывая на гениальность композитора и трагичность, скоротечность его жизни. Памятник появился у входа в театр в 2003 году в честь 300-летия гастролей 11-летнего Моцарта в Брно.



Впрочем, помимо «Гуся на верёвочке» и «Редута» рядом есть «Театр у стола». Так что площадь «Овощной рынок» вполне заслуживает переименования в «Театральную площадь». Но жители Брно, похоже, сильно отличаются от москвичей, любителей переименовывать всё и вся, сопровождая изменения названий бесконечными спорами-дрязгами.

На Зелни торг выходит фасадом знаменитый Дитрихштейнский дворец, барочный особняк, возведённый в 1620-е годы, сейчас там расположена экспозиция Моравского музея. Это здание известно также тем, что в нём провёл несколько дней и ночей перед Аустерлицким сражением главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузова. Знаменитая битва между французскими и русско-австрийскими войсками прошла близ городка Славков (в чешской среде известного как Славков у Брна, а за пределами Чехии — под названием Аустерлиц) — между Брно и городом Оломуц.






Самым ценным экспонатом музея считается небольшая (11,1 см) статуэтка Вестоницкой Венеры (ей 27 тысяч лет) из керамики, выполненная неизвестным скульптором во времена палеолита. По её поводу даже легенд не существует.
Но для меня куда существенней была довольно скромная памятная доска, на которой значилось (привожу в орфографии оригинала):

Здесь побывал с 2 — 5 ого октября 1805
на кануне сражения у Славкова
русский полководец маршал М.И. Кутузов

До нынешней поездки в Чехию описание битвы под Аустерлицем не вызывало у меня сомнения, тем более что основные сведения о ней были заложены книгой Льва Толстого «Война и мир». Мне как филологу толстовским произведением довелось заниматься плотно и не единожды. Знаменитейшая сцена, известная некогда всем 10-классникам, как сошлись в чистом поле армии Наполеона и Кутузова. Кутузов поджидает подходящие войска, царь же торопит его начинать битву. Но Кутузов не спешит, мол, ещё не все подошли. Царь ему, дескать, мы не на Марсовом поле, чтобы начинать, когда все соберутся. А мудрый Кутузов ему возражает: потому и не начинаем, что не на Марсовом поле.

Генеральное сражение в русско-австро-французской войне 1805 года вошло в историографию как битва трёх императоров, в ней лично принимали участие императоры Франции, России и Австрии — Наполеон, Александр I и Франц II.
Русский царь проигнорировал мнение Кутузова, принял план наступления австрийского генерала Франца Вейротера, который не учитывал маневра противника и изменений в обстановке. Кутузов, ставший исполнителем чужого плана, фактически самоустранился от руководства войсками. Воевавший ранее под командованием Суворова и привыкший выполнять принятые тем решения и приказы, он и тут остался лишь исполнителем решения Александра I, по сути стал сторонним наблюдателем происходящих событий, проявив тем самым черты больше царедворца, нежели полководца.

План австрийский в исполнении союзной армии предусматривал: одна колонна марширует,.. вторая колонна марширует,.. третья колонна марширует и наносит главный удар во фланг противника и продвигается далее,.. четвёртая колонна марширует и наступает,.. пятая колонна марширует, сковывая противника и совершая обходный маневр главных сил Наполеона. Гладко было на бумаге. Нет, овраги были не при чём. Вмешалась погода, зимняя, но совсем не морозная.

Сражение началось 2 декабря в 7 часов утра наступлением русско-австрийских войск. Это была по всем параметрам европейская зима, то есть вместо морозов случилась оттепель, когда всё становится непроходимым. Можно смеяться, но под Аустерлицем многие полки французской пехоты атаковали наши войска босиком, поскольку их обувь застряла в грязи в начале атаки.

Мне только теперь стало до жути ясно, почему прочитавшие «Войну и мир», когда она появилась, ветераны и военные с возмущением восприняли в книге Л.Толстого то, что касалось освещения им войны. Историческая ложь или художественный вымысел, искажающий реальные события, — практически именно так ставился тогда вопрос.

Да, в реальности, великий писатель, не погрешил против истины, наше поражение было сокрушительным. К исходу дня союзные войска России и Австрии отступили, потеряв 27 тысяч человек и орудий. Тогда как потери французов составили около 12 тысяч человек. В результате Австрия была вынуждена заключить тяжёлый для неё мирный договор с Францией. А Россия отвела войска на свою территорию. Антифранцузская коалиция распалась. Кого считать повинным в поражении: Александра I или Кутузова? Царь жил с мыслью, что Кутузов. Не оправдываю Михаила Илларионовича, но смею думать, что случись победа, царь записал бы её на свой счёт.

Что случилось в ситуации, когда по всем «законам» войны в том сражении Наполеон просто обязан был проиграть? Наполеон шёл по дороге на Брно, за ним по этой же дороге шла союзная армия. Чтобы встретиться с врагом лицом к лицу, надо было догнать и перегнать, сбоку обойдя Наполеона. Но ставшие непроходимыми грунтовые дороги и непролазное бездорожье не позволяли это сделать, тем более с пушками. Или надо было хотя бы сбить Наполеона с дороги на Брно, что было ещё сложнее.

Как и где обычно проходили сражения? Во широком поле, после предварительной подготовки, собрав все силы в кулак. Впереди такое поле было. Но до него надо было ещё добраться. Причём первыми на него выходила армия Наполеона. Но он не стал готовиться к обычному бою с идущим на него противником, не стал сжимать войска в один кулак. Наполеон сделал невероятное: он устроил засаду на походные колонны войск союзников, которые полагали, что бой будет только завтра на поле недалеко Брно. (Сегодня туристические экскурсоводы так и рассказывают, мол, поднимитесь на смотровую площадку собора святых Петра и Павла, оттуда с высоты 84 метра просматривается даже равнина, ставшая в 1805 году местом исторической «битвы трёх императоров» под Аустерлицем.)

Ничего подобного! Наполеон свои войска растянул вдоль маршрута движения союзных войск. Он расположил свои войска численностью 73 тысячи человек фронтом от фланга до фланга более 15-ти километров! Для сравнения: под Бородино 150 тысяч французов атаковали русскую армию фронтом всего в 5 километров.

Наступило утро, и марширующие колонны русских войск увидели справа от себя жерла наведённых на себя орудий, французские пехоту и кавалерию, развёрнутые в боевые порядки.

Позже генерал Ермолов грустно иронизировал: «Войска оставались в бездействии, удивлённые странным явлением, ибо трудно предположить, чтобы могла армия в присутствии неприятеля, устроенного в боевой порядок, совершать подобное движение, не имея какого-нибудь хитрого замысла».

Понятно, в засаду могут попасть несколько человек, может отдельная рота или даже батальон, может даже полк. Хотя плох командир полка, не выставивший на марше головной отряд разведчиков, как его ещё назвают, дозор или заставу, и боковое охранение. Но представить, чтобы в засаду попала целая армия?! Это невероятно!! Завести свою армию в засаду может только выдающийся полководец! Вот Ермолов и иронизирует насчёт «хитрого замысла».

А теперь о том, что в написанном об Аустерлицком сражении историками факт попадания армии в ловушку просто отсутствует. Его не было! А было пусть и неудачное, но как бы сражение. Такая искажённая версия в те времена устраивала всех. С русско-австрийской стороны она не позорила двух императоров и участвовавших в деле генералов и офицеров. С точки зрения Наполеона, выгодно было Аустерлиц представить классическим сражением. Да, засада принесла победу, но есть всё же разница между расправой с противником из-за угла и, как принято было, выходом на воинский поединок. Я был на Бородинском поле и должен сказать, что впечатление от того сражения у меня сохранилось даже спустя десятилетия.

Конечно, легенда об Аустерлицкой битве отличается от рассказа о Василии Пушкине или доме Петра Первого. Тем более, что и наша историография предпочитает ей следовать. И тут хочу сказать, не то чтоб подытожить, но в прогулках по чешской земле одно соображение пришло мне в голову.

Сформулирую его так: чем больше люди какой-либо страны веруют во всевозможные легенды, тем больше неправды, а попросту лжи, в их сознании.

На этой ноте я завершаю свои заметки о поездке в Чехию, безусловно, красивой стране. Однако, покидая её, я ещё раз сказал себе, что никакая красота не спасёт мир. Его спасёт только правда. А с ней чехи, на мой взгляд, что-то не очень в согласии.

Хотя, полагаю, что обе мои финальные мысли касаются не только чехов.

И несколько фото на память.




Большие чёрные муравьи на фасаде одного из домов. Появились они весной 2011 года при реконструкции дома по инициативе владельца. Тот решил, что красивому зданию не хватает некоего символа. Выбор пал на муравьёв, как символ городской суеты. Цепочка из 33 насекомых протянулась между двумя подъездами пятиэтажного дома, который местные жители теперь называют Домом с усиками.



«Пчелиный дворец» или «Дом-улей» (на фото справа) — жемчужина городского ансамбля Брно. Богато декорированное здание было построено в конце XIX века. На его оформленной в виде улья угловой башенке на высоте 25 метров от тротуара красуется большая металлическая пчела.



Просто лестница, никакая не достопримечательность