?

Log in

Previous Entry | Next Entry

У подножия Петрова холма расположилась площадь Капуцинов,

на которой можно зайти в костёл Обретения Св. креста, построенный в середине XVII века на месте разрушенного шведами (в ходе Тридцатилетней войны) костёла начала XVII века, и в стоящий рядом монастырь капуцинов. В XVIII веке после реконструкции всего комплекса на террасе у главного фасада костёла появились статуи францисканских святых и Св. Йозефа, а в прошлом веке к ним добавили фигуру святого Вавржинца.



В монастыре капуцинов (klašter Kapucinu) сохранились мощи 16-ти монахов (за несколько столетий их тела не истлели, а мумифицировались). Считается, что капуцины вели скромный образ жизни. Но богатое внутреннее убранство костёла Обретения Св. Креста, с его грандиозными барочными скульптурами и отличающимися красотой росписями, заставляет в этот усомниться.

Римская католическая церковь представлена в Брно костёлом святого Якуба (или костёлом святого Иакова). Он был сооружён в конце XIII века. Сначала его архитектура имела ярко выраженный романский стиль, сегодня его облик полностью изменился и приобрёл отчётливые готическо-барочные черты. Храм, переходя на высокий штиль, можно сказать, пронизан светом. Этому способствуют высокие окна и белые стены.

Храм из числа тех сооружений, что строятся не долго, а очень долго. И в разные времена для работ привлекались разные архитекторы. В 1592 году к зданию была пристроена башня высотой 92 метра с ренессансным куполом. Автором проекта был Антон Пилграм, которого в определённой мере можно назвать Давидом Черны XVI века. Просто построить церковную башню ему было скучно. А вот украсить её фасад неприличной фигуркой — куда веселее. Известно ведь, Богу богово, а кесарю кесарево. А Антон Пилграм в искусстве считал себя подлинным владыкой, которому можно всё. Потому мастер любил оставлять небольшие шутливые «послания потомкам». На башенке есть небольшая скульптура обнажённого мужичка, повёрнутого спиной к Старой ратуше. Долгое время полагали, что эта спина адресована правителям города, заседающим в Ратуше, которые скупо расплатились с мастером. Однако в XX веке при реконструкции собора обнаружилось, что за мужичком спрятана женщина, и занимаются они вполне приятным делом. Такое вот «богоугодное послание» через четыре с лишним века.

Другим открытием нашего времени стало обнаружение под церковью святого Иакова подвалов-костехранилищ. Когда местное кладбище было переполнено, старые кости собирали и складывали под плиты собора, освобождая место для новых захоронений. Говорят, это второй по величине в Европе склеп. По некоторым оценкам, здесь находятся останки около 50 тысяч человек.

Самый известный и самый большой склеп в мире находится в Париже. Надо было мне приехать в Брно, чтобы узнать про этот парижский штрих. Культурная столица мира с XVIII века не могла себе позволить хоронить бедных жителей столицы на переполненных кладбищах вокруг Парижа, которые уже становились распространителями болезней в городе. Было принято решение умерших граждан-бедняков хоронить в огромной системе туннелей под городом. Сначала кости просто сваливали в кучу. Но позже власти города поняли, что, приведя подземелья в порядок, можно заманить сюда туристов, и не прогадали.
Склеп в Брно в 2012 году тоже открыли для посещения туристами. Но спускаться в него у меня желания не возникло.








Исторический центр города богат на архитектурные памятники и исторические здания в барочном и ренессансном стилях, которые размещаются в радиусе нескольких площадей. Поэтому прогулка по Брно — это неспешное перетекание с одной площади на другую. И таким макаром на площади Коменского можно зайти в Красный костёл (Евангелическую церковь имени Яна Амоса Коменского). На Маленовской площади — полюбоваться зданием театра Магена, архитектура которого умело соединила несколько стилей. Название относится к историческому зданию театра, тогда как труппа носит имя Национального театра Брно. Характерная деталь, первоначально это был «Немецкий городской театр». Название было изменено после Первой мировой войны.

Театр Магена


Театру нет ещё и 150-ти лет, так что назвать его старым язык не поворачивается. Но он знаменит тем, что явился первым в Европе театром с электрическим освещением. Его спроектировал приглашённый Томас Эдисон. Тогда в городе в принципе ещё не было электричества. Эдисон специально построил рядом с театром небольшую электростанцию. Часть оригинальной проводки сохранена в фойе театра до наших дней.

Возле площади, ранее имевшей название «Зелёный рынок» (сегодня её переименовали в «Капустный рынок»), можно приглядеться к зданию, имеющему готическое основание и ренессансные аркады. Это Старая ратуша, называемая сердцем Брно. Конечно, у этого сердца существует несколько легенд: про якобы падающую башню при входе (мол, месть мастера, которому не заплатили за выполненную им работу), про страшного дракона, якобы жившего когда-то на берегу реки Свратка (в подтверждение можно увидеть подвешенное на цепях к потолку в арке чучело крокодила, подаренное городу каким-то заезжим гостем-иностранцем), про огромное колесо (его якобы прикатил сюда из Леднице колёсный мастер на пари за кружкой пива).




Впрочем, легенд отнюдь не три, а много больше. Что-что, а рассказывать о себе всевозможные сказки чехи великие мастера. Но и про брненского крокодила, и про тележное колесо вам скажут, что они местные символы. Так что отнеситесь к ним с должным уважением.
Заслуживает внимания оригинальная мостовая арки старой ратуши, интересная тем, что выложена она не камнем, а нарубленными деревянными болванками.